«Остановка завода происходит планово. В связи с введением Россией утилизационного сбора в нарушение межправительственных соглашений, производственная программа ЗАЗа была пересмотрена с целью максимального смещения производства на период до вступления в силу новых норм, т.е. годовая программа была выполнена досрочно. Есть время для проведения профилактических работ в конце года, которые были отложены в летний период. Все это время завод работал даже в выходные, чтобы успеть до 1 сентября (вступления в силу сбора в РФ) сформировать запасы автомобилей на российских складах», - объяснили в УкрАвто.
Но любая остановка предприятия несет и социальные последствия. В СМИ называют цифру сокращений на ЗАЗе около 1 тыс. человек. Будут ли увольнять людей? Прямого ответа не последовало: «В связи с последствиями утилизационного сбора для экспорта на предприятии сейчас меняется производственная система планирования и загрузки. В частности, завод переходит от сменных показателей на выработку по часам, как это принято на многих автозаводах мира… ЗАЗ должен быть максимально эффективным и конкурентоспособным в производстве, идет поиск скрытых резервов в планировании производства, применяются различные методы оптимизации. Ведь те условия, в которых приходится выживать всем украинским автозаводам, намного хуже даже ближайших конкурентов из России».
ЗАЗ реформирует процесс производства, адаптирует под подтвержденные заказы на будущий год в связи с чем и проводится адаптации численности и другие меры.
Однако, в УкрАвто считают, что все это даст лишь кратковременный эффект, и без кардинальных изменений условий для работы автопрома страна может лишиться целой отрасли. На ЗАЗе положительно оценили принятие в первом чтении закона об утилизации автотранспорта: «Это нужно не только ЗАЗу, а и всем украинским автозаводам – КрАЗу, Богдану, ЛАЗу, а значит это нужно экономике страны и бюджету государства. Закон должен быть принят зеркально тем правилам, что были введены в России».
Представители УкрАвто отмечают, что наши автомобили из-за дополнительных налогов в Россию больше не идут, а продукция российских автозаводов наращивает поставки на украинский рынок без каких-либо сборов, пошлин или налогов (введенный Кабмином утилизационный сбор фактически не действует, как признал один из министров).
«Отсутствие зеркальных мер означает не только остановку экспорта на важнейший рынок, но и усиление давления импорта, и как следствие, обесценение национальной валюты. Украинские производители теряют не только экспорт, но и долю на собственном рынке».
Напомним, российский утилизационный сбор еще в сентябре сказался на черкасском автозаводе Богдан. Предприятие вынуждено было остановить производство, и не выпустило ни одного автомобиля. Несет убытки КрАЗ, а также все автобусные заводы Украины.