Восемь лет назад коммерческие права на Формулу-1 были проданы немецким банком Bayerische Landesbank. Покупателем выступил британский инвестиционный фонд CVC. В этой сделке Берни Экклстоун был посредником: за консультационные услуги коммерсант получил 41 миллион евро. При этом предприниматель тайно заплатил банкиру Герхарду Грибковски, представлявшему интересы Bayerische Landesbank, 44 миллиона долларов. Грибковски утверждает, что это была взятка, тогда как Экклстоун настаивает на том, что платеж стал следствием шантажа со стороны Герхарда. По словам руководителя Формулы-1, перевод денег не имел отношения к продаже коммерческих прав на чемпионат мира.
Швейцарская прокуратура не выдвигала обвинений против Экклстоуна: на данный момент речь идет о предварительном расследовании, в течение которого правоохранительным органам предстоит собрать факты и свидетельства, относящиеся к делу. Помимо британца Экклстоуна фигурантами выступают его семейный трастовый фонд Bambino Holdings, зарегистрированный в Лихтенштейне, а также немец Грибковски. Об участии граждан Швейцарии информации не поступало.
Швейцария стала четвертой страной, приступившей к расследованию сложившейся ситуации. Ранее схожие разбирательства начались в США, Германии и Великобритании. Европейские прокуроры довели дела до суда. В Германии слушания отложили до следующего года, тогда как разбирательство в Лондоне началось во вторник, 29 октября. Экклстоун в суд не явился – его интересы представлял адвокат.
Истцом в британском суде выступила телевещательная компания Constantin Medien. По сведениям газеты The Telegraph, фирма требует от Экклстоуна компенсировать 171 миллион долларов упущенной выгоды. Компания могла бы получить эти деньги в качестве процента от сделки по продаже чемпионата мира, если бы 48,2-процентная доля Bayerische Landesbank была оценена дороже 1,1 миллиарда долларов. Вместо этого банк продал свою часть Формулы-1 за 814 миллионов долларов. В Constantin Medien считают Экклстоуна ответственным за снижение цены.
Адвокат компании-истца Филип Маршалл объяснил суду, что Экклстоун заплатил Грибковски для того, чтобы банкир согласился продать Формулу-1 инвестфонду CVC за указанную цену. Британскому предпринимателю эта сделка требовалась для того, чтобы сохранить должность руководителя чемпионата мира. При этом сам Экклстоун вместе с фондом Bambino Holdings получили на этом прибыль, равную миллиарду долларов. По мнению Маршала, объективная стоимость коммерческих прав на Формулу-1 в 2005 году составляла от 3,09 до 3,34 миллиарда долларов, в то время как CVC оценила чемпионат мира в 2 миллиарда долларов.
Разбирательство в суде Лондона продлится шесть недель.