Вчера Президент подписал Закон «О национальной полиции» и фактически узаконил патрульную полицию. Однако, немало вопросов о практической деятельности этого подразделения и, особенно, – об автоматической фиксации правонарушений на дорогах Украины, осталось. AUTO-Consulting попробовал их сформулировать.
В окончательном (подписанном Президентом) варианте Закон «О национальной полиции» еще не опубликован. И точно не известно, когда он вступит в силу. Как неизвестно, когда Президент подпишет (и в каком виде) принятый Верховной Радой 14 июля законопроект №2562, направленный, в основном, на внедрение автоматической фиксации. От кого только не поступали замечания к этому Закону Украины «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо вдосконалення регулювання відносин у сфері забезпечення безпеки дорожнього руху». Не случайно в резюме Главного юридического управления четко написано, что проект Закона, принятого Верховной Радой требует существенной технико-редакционной доработки.
Как минимум, по таким вопросам:
- Какие конкретно нарушения будут автоматически фиксировать камеры (средства автоматической фиксации)?
- Почему и каким образом установка видеокамер должна уменьшить/исключить коррупцию в МВД (ГАИ)?
- Какими техническими характеристиками должны обладать средства автоматической фиксации?
- Почему Законом не установлено обязательное (как в Европе) предупреждение водителей о том, что ведется автоматическая фиксация нарушений? И не получится ли, что вместо «засады в кустах» мы получим «камеру в кустах»?
- Почему патрульно-постовой службе предоставляются такие широкие полномочия? Ведь они еще не заслужили доверия людей.
- Какова главная задача автоматической фиксации: повышать безопасность на дорогах (предупреждать нарушения) или конвейером собирать штрафы?
- Почему за нарушение ПДД при автоматичекой фиксации должен отвечать не нарушитель, а владелец транспортного средства?
- Как, кем и когда будет решаться проблема автомобилей «двойников»?
- Каким образом уведомление о штрафе сможет поступать к нарушителю в 3-дневный срок? Технология процесса не прописана.
- Как будут начисляться и списываться штрафные баллы и как об этом узнает водитель? Технология процесса не прописана.
- Как компании - юридические лица могут быть привлечены за нарушения ПДД, принадлежащими им транспортными средствами, к административному аресту или к общественным исполнительным работам?
- Почему сотрудникам патрульно-постовой службы дается право изымать водительское удостоверение, когда для этого необходимо решение суда?
- Почему владельцев автомобилей заведомо считают виновными (презумпция вины), даже, если за рулем был другой водитель. Это противоречит Конституции Украины.
- Почему владелец автомобиля должен доказывать свою невиновность и нести при этом материальные затраты?
- Руководствуясь какими юридическими нормами, сотрудники патрульной полиции оформляют ДТП?
- Имеют ли юридическую силу протоколы о ДТП, оформленные сотрудниками патрульной полиции до подписания Президентом Закона «О национальной полиции»?
- Не сочтут ли недействительными (незаконными) протоколы о ДТП, оформленные патрульными полицейскими до подписания Президентом Закона «О национальной полиции», недобросовестные страховые компании?
- Кто будет оценивать: создана аварийная ситуация или нет, когда само нарушение зафиксировано камерами и то, что творится на дороге за пределами видимости их объективов, неизвестно? А ведь от этого по новому Закону зависит, чем будет расплачиваться водитель – баллами или деньгами.
- Какая связь между штрафными баллами и снижением количества нарушений ДТП? Ведь баллы оттягивают наказание за нарушение.
Почти два десятка - это далеко не полный перечень вопросов, возникающих к принятым Верховной Радой законам, которые должны обеспечить безопасность на дорогах. Пока Президент подписал только Закон «О национальной полиции», а значит еще есть возможность доработать законопроект №2562 вместе со специалистами. Иначе исчезнет сам смысл его появления – ведь если поставленные вопросы останутся без ответа, он все равно не будет работать.