По мнению одного из авторов закона, нардепа Григория Калетника (ПР), закон также позволит уменьшить зависимость рынка от импорта бензина и загрузит работой украинские спиртзаводы, которые простаивают, хотя сырья для производства спирта (свекла, низкосортная пшеница) в избытке. Бензин с этанолом будет дешевле обычного за счет госдотаций (оценочно — примерно на 1 грн/л. — Авт.), чтобы его покупали. В первую очередь таким топливом обеспечат гостранспорт.
Эксперты «Сегодня» высказываются о спиртобензине осторожно. Так, директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн уверен, что вводить новинку надо одновременно с контролем качества нефтепродуктов, которое сейчас Госстандарт практически не проверяет — нет средств: «Сегодня из-за отсутствия контроля качества топлива со стороны государства рынок переполнен бодягой, а если еще узаконят добавку спирта, то количество суррогатов удвоится».
Аналитик рынка топлива Сергей Сиренко (UPECO) говорит, что нужен переходный период (в альтернативном законопроекте Кабмина биотопливо вводилось только с 2014 года), потому что нет даже госстандартов на спиртобензин.
БЕНЗИН НИЖЕ 11 ГРН. Тем временем цены на обычный бензин с начала недели резко упали — по данным группы «А-95», на 21—30 коп. в зависимости от региона. Так, вчера в Киеве литр А-95 стоил 10,7—10,8 грн.
По мнению Куюна, бензин может подешеветь еще на 10—15 коп./л, но прогнозирование затрудняет плавающий акциз, который меняется ежедекадно. До конца месяца эксперт обещает цену на А-95 в диапазоне 10,6—10,8 грн/л, дизтоплива — 9,5—9,7 грн/л. «Если бы не повышение акцизов, прогноз по бензину сместился бы на отметки 10,3—10,5 грн/л», — отмечает Куюн. Сиренко полагает, что если акциз поднимется, то трейдеры цену больше не снизят, хотя, по его расчетам, сейчас она должна быть 10,30—10,40 грн/л.
В заметке использованы иллюстрации Григория Салая\Сегодня.