Народные депутаты предлагают очередной вариант решения проблемы незаконного использования в Украине нерастаможенных машин иностранной регистрации. Этот вариант кажется наиболее приемлемым из всех предложенных, так как пытается урегулировать проблему ввоза не только авто c еврономерами, но и импорта всех транспортных средств. О новых предложениях парламентариев рассказала глава Комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина.
Журналисты внимательно следят за проблемой незаконного использования в Украине авто «на евробляхах» и регулярно сообщают своим читателям обо всех предложениях по решению проблемы. Совсем недавно мы писали о том, что профильный комитет Верховной Рады, который напрямую занимается этим вопросом, наконец-то подготовил законопроект, точнее, первую его часть, в которой предлагается навсегда закрыть незаконный ввоз на территорию нашей страны нерастаможенных автомобилей. Для этого народные избранники предложили установить соответствующие заградительные барьеры в виде высоких штрафных санкций, причем как для наших соотечественников, так и для иностранных граждан (так называемых верблюдов), которые активно используются в этом нелегальном бизнесе.
А вот вторую часть законопроекта, касающуюся легализации уже ввезенных на территорию нашей страны нерастаможенных автомобилей, Комитет по вопросам налоговой и таможенной политики оставил на откуп активистам общественной организации «Авто Евро Сила», отстаивающим интересы украинских пользователей таких авто. Нардепы дали возможность активистам самим выписать условия растаможки своих транспортных средств. Однако вторая часть законопроекта пока так и не появилась, поскольку активистов не устроила первая часть документа, навсегда закрывающая поставку авто с еврономерами в Украину.
Кажется, переговорный процесс между госчиновниками и активистами наконец дал позитивный результат — власть осознала истинную причину, спровоцировавшую возникновение проблемы и, что куда важнее, таки готова ее решать. Об этом сообщила глава Комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина. По ее словам, были рассмотрены различные варианты путей выхода из ситуации и в итоге пришло понимание того, что прежде всего нужно разрешить проблему высоких ставок таможенных сборов.
«Как ни странно, но только сейчас мы вышли на понимание того, что нужно предложить абсолютно новую шкалу акцизного налога, чтобы решить эту проблему не разово, а в целом. Она должна быть решена для всех, а не только для тех, кто уже ввез или только собирается ввезти на территорию Украины иностранный автомобиль», — подчеркнула автор законопроекта.
По убеждению народного депутата, новая шкала ставок акцизного налога должна касаться абсолютно всех автомобилей, ввозимых в Украину, и при этом нужно хорошо продумать, как защитить свой рынок. Предложенные ставки акциза будут зависеть от объема двигателя и года выпуска транспортного средства, хотя сами ставки хотят максимально приблизить к действующим в Евросоюзе. Заранее бояться этого не стоит: предложенные ставки будут меньше действующих на сегодняшний день.
«Если говорить о цифрах и о том, как изменение акциза повлияет на стоимость авто, то нужно понимать, что акциз будет зависеть от объема двигателя и года выпуска автомобиля, — подчеркнула глава комитета. — Эти коэффициенты будут влиять на размер акцизного налога, но, предположительно, его ставка не будет выше, чем в Европе. Если, например, это автомобиль, произведенный до 2010 года, среднего сегмента рынка с двигателем объемом около 2000 кубических саниметров, то акциз составит около 800 евро. Исходя из этого, мы абсолютно смело может говорить об удешевлении автомобилей.
Ставки будут снижены. К примеру, сейчас на новый автомобиль с объемом двигателя в 1,6 литра акциз составляет 427 евро, возрастом до пяти лет — 2629 евро, свыше пяти лет — 3906 евро. По моей шкале за новый автомобиль с таким объемом двигателя нужно будет заплатить уже всего 150 евро, до восьми лет (соответствующие экологическим нормам Евро-5) — 300 евро, 2005—2009 годы выпуска (Евро-4) — 750 евро, 2000—2004 годы (Евро-3) — 1,5 тысячи евро. Что касается автомобилей стандарта Евро-2, то за их ввоз акциз резко возрастет — сразу до 7,5 тысячи евро. Подобная мера нацелена в первую очередь на то, чтобы ограничить ввоз в страну слишком старых автомобилей, которые существеннее влияют на состояние экологии в нашей стране».
Наряду с введением новых ставок акцизного сбора чиновники собираются наконец-то разрешить проблему незаконного использования у нас в стране автомобилей с еврономерами. Будет отведен определенный срок, в течение которого их пользователи должны будут растаможить свои транспортные средства с применением новой шкалы акцизного налога. Таким образом решится не только проблема отечественных автомобилистов, эксплуатирующих авто «на бляхах». Сниженные ставки позволят всем остальным привезти и растаможить за доступную сумму иностранный автомобиль. Как утверждает глава комитета, большинство граждан Украины — категорические противники предоставления владельцам авто с еврономерами каких бы то ни было льгот. С введением же новой шкалы сниженных ставок акцизного сбора для всех импортируемых транспортных средств ни одна категория автомобилистов не получит преференций. Все будут играть по одинаковым правилам, что представляется лучшим выходом из ситуации.
«У этих граждан есть только один вариант выхода из ситуации — регистрация», — сказала Нина Южанина о владельцах нерастаможенных автомобилей.
По ее словам, для тех, кто въехал с нарушениями украинского законодательства, выделят определенное время, в течение которого к ним не будут применяться штрафные санкции и ограничительные меры, прописанные в законопроекте. Хотя сам документ по введению новой шкалы акцизных ставок вряд ли появится на этой сессии.
Напомним, что пакет заградительных мер, которые не позволят в будущем незаконно ввозить и использовать в Украине нерастаможенные автомобили, предусматривает довольно серьезные санкции. В частности, в законопроекте, уже подготовленном чиновниками Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, установлены высокие штрафы за нарушения сроков транзита и временного ввоза. Так, например, при превышении сроков транзита на 10 дней нарушителям таможенного законодательства грозит штраф на сумму 8,5 тысячи гривен, а на 30 дней — уже на впечатляющие 170 тысяч гривен! Если же срок временного ввоза был превышен на три дня, нарушитель может отделаться устным предупреждением или штрафом в 850 гривен. Более того, при превышении сроков транзита более чем на месяц, кроме штрафов, будет применяться еще и принудительная конфискация транспорта.
Для перекрытия распространенной на сегодняшний день схемы ввоза «на верблюде» (завоз машины иностранцем, который потом передает ее украинцу) установлен штраф в размере 17 тысяч гривен, который будет платить нерезидент-нарушитель. Понесут ответственность в этом случае и наши сограждане, пользующиеся таким транспортом, — им грозит штраф в размере 8,5 тысячи гривен, а при повторном нарушении в течение года — в размере 17 тысяч гривен с лишением права вождения сроком на один год и с оплатным изъятием транспортного средства либо без такового.
Как заявил один из руководителей «Авто Евро Сила» Олег Ярошевич, это благодаря именно их стараниям в готовящемся законопроекте удалось отойти от действующего ныне экологического ограничения Евро-5 при импорте автомобилей. Проект предоставляет возможность ввезти автомобили даже экостандарта Евро-2.
Еще одной своей важной победой активисты называют понимание чиновниками того, что нужно бороться с первопричиной возникшей в Украине проблемы с нерастаможенными автомобилями — высокими ставками на растаможку. Олег Ярошевич заявил, что предложенные ставки пока не окончательные и будут обсуждаться, и обратился ко всем украинским пользователям нерастаможенных автомобилей: «Каждый украинский владелец нерастаможенной машины должен подготовить все имеющиеся на нее документы, чтобы транспортное средство можно было легализовать в Украине. Так, в частности, нужно разобраться, в каком режиме оно было ввезено, связаться с человеком, который завез его на нашу территорию, выяснить, находится ли машина на иностранной регистрации или уже снята. От всех этих нюансов будет зависеть успех того, удастся ли в дальнейшем легализовать авто на «евробляхах».