Все уловки парковщиков, заставляющие водителей платить

C момента вступления в силу 1 апреля постановления Кабмина №1342 от 3 декабря 2009 года, согласно которому парковщики имеют право взимать с водителей деньги только при наличии специально оборудованной площадки и паркомата, прошло уже полтора месяца. Но на улицах больших городов ничего не изменилось: парковщики продолжают требовать деньги, хотя паркоматов с площадками нет и в помине. И водители платят — сумма в 5—10 грн является небольшой, а отказать как-то неудобно. Тем паче что парковщики настаивают на своей правоте и цитируют выдержки из законов. «Сегодня» собрала 5 основных аргументов-уловок, которые высказывают парковщики, чтобы заставить водителя платить. И с помощью юриста Алексея Святогора составили контраргументы.

5 ГЛАВНЫХ АРГУМЕНТОВ ВОДИТЕЛЯ

Парковка прописана в Налоговом кодексе, и мы платим налоги с каждого паркоместа.

АРГУМЕНТЫ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ. В Налоговом кодексе речь идет о налоге, который взимается с организации, оказывающей платные услуги парковки (статья 266). Суть же услуги описана в уже упомянутом постановлении Кабмина №1342 от 3 декабря 2009 года — должна быть огороженная площадка с автоматическим шлагбаумом и паркоматом. Ни один законодательный акт такого вида налога либо сбора с физического лица, как «парковка», не предусматривает. Проблемы же организации, которая хочет зарабатывать деньги, но не удосужилась организовать услугу в соответствии с действующим законодательством, водителя интересовать не должны.

Если мы вне закона, то почему нас не закрывают? Раз не закрывают, то платите.

АРГУМЕНТЫ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ. Алексей Святогор объяснил «Сегодня», что с юридической точки зрения парковщики сегодня работают на правах нищих, а просить милостыню украинским законодательством не запрещено. Но вот если парковщик именно вымогает деньги, например, под угрозой поцарапать авто, то такие действия уже подпадают под действие Уголовного кодекса.

Для интереса мы на нескольких парковках предложили 5 парковщикам в разные дни и в разных местах подписать бумагу о том, что они оплату именно требуют (это слово является ключевым), — ни один не согласился. Отметим, что ответственности за отказ оплаты услуг парковки в украинском законодательстве также нет. В Кодексе Украины об административных правонарушениях прописан лишь штраф за нарушение правил парковки и стоянки, но если автомобиль запаркован вне зоны действия знаков, запрещающих остановку/стоянку, а также остается свободное место для прохода пешеходов (как этого требуют ПДД), ставить машину можно без опаски. Кроме того, составить протокол и выписать штраф имеют право исключительно сотрудники ГАИ.

Подчеркнем, что с юридической точки зрения парковка — это услуга. Причем навязывать услугу вам никто не имеет права, а сама услуга должна выражаться в каких-то полезных для потребителя действиях. В чем же заключается «услуга парковки» — сложно сказать, даже если хорошо включить фантазию, еще сложнее понять — как формируется ценообразование на эту услугу, которую оказывают предприятия-монополисты. В странах ЕС понятие «платная парковка» существует, однако там это является местным сбором, а не услугой.

Эта территория принадлежит городу. А вы берете ее в аренду и должны за нее заплатить.

АРГУМЕНТЫ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ. Если речь идет об аренде, то нужно предложить парковщику показать документы на собственность, доверенность на представление интересов собственника земли и предложить заключить договор аренды. Ни на одной из десятка парковок, где мы предложили оформить документы юридически, никаких документов на землю никто не показал.

Вон висит знак «платная парковка». Значит, вы обязаны платить.

АРГУМЕНТЫ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ. Если присмотреться внимательно к знакам, которые парковщики и/или связанные с местной властью службы вешают у обочины, то можно заметить, что на белых табличках под буквой «P» висят обведенные в кружочке цифры «10—15—20». Мы внимательно изучили Правила дорожного движения и такого знака там... не нашли. Существует табличка «Платные услуги», но в ней обведены в кружочке цифры «10—25—50». Любой другой знак является самопальным и никакой юридической силы не имеет. Между тем активисты объединения водителей «Общественный контроль дорог» обнаружили, что на 90% парковок в Одессе стоит именно самодельный знак. В Киеве мы нашли 3 «неправильных» знака — возле рынков в Святошинском и Подольском районах. Но, вполне возможно, их намного больше — будьте бдительны!

Также стоит отметить, что в Госстандарте «Знаки дорожные» (ДСТУ 4100-2002) говорится о том, что табличка «Платные услуги» должна использоваться для обозначения площадок, размещенных за пределами проезжей части, а также для обозначения специальных карманов для стоянки, где предоставляются платные услуги. О том, как должны выглядеть эти «площадки» и «карманы», прописано в уже упомянутом постановлении Кабмина (см. ниже). Если же просят оплату за обычный кусок тротуара, платить не обязательно.

Здесь есть паркомат — вы обязаны заплатить.

АРГУМЕНТЫ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ. Схожи с предыдущим случаем. Наличие одного лишь паркомата, одиноко стоящего на обочине, вовсе не означает, что в него нужно опускать деньги. Согласно со все тем же постановлением Кабмина №1342 от 3 декабря 2009 года, помимо паркомата, место для платной стоянки автомобиля должно быть оборудовано въездными и выездными воротами, а также автоматом для оплаты из расчета не менее одного паркомата на 10 мест. А поскольку, с точки зрения законодательства, расчерченный синими полосами тротуар с паркоматом парковкой не является, вымогать деньги с водителей никто не имеет права. Кстати, украинскими ПДД разметка синего цвета не предусмотрена вовсе. Лишь в Международной Конвенции «О Дорожном движении» сказано, что разметка такого цвета обозначает места разрешенной или ограниченной стоянки. Но нет ни слова об оплате.

Источник: Сегодня.ua
18.05.2012
#парковка