Новость о внедрении систем автофиксации нарушений правил дорожного движения всколыхнула за последний месяц почти все украинское автосообщество. К концу года указанные системы будут размещены по Киеву и постепенно увеличат площадь своего покрытия.
Нацполиция в тестовом режиме будет извещать водителей письмами-предупреждениями о том, что они допустили нарушение правил, а начиная с 1 января 2020 года к нарушителям будут применяться штрафы. История для украинских водителей не нова, нечто похожее уже происходило в 2010 году.
Продажа по доверенности и техпаспорту
Сейчас дискуссии вызывает вопрос оплаты штрафов, которые будут накладываться на водителей с применением автоматизированных систем фиксации нарушений правил дорожного движения.
Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по реформированию сферы парковки транспортных средств» закреплено, что административную ответственность за нарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме, будут нести владельцы авто или руководители юридических лиц, по которым зарегистрировано соответствующее транспортное средство.
Отсюда возникает первый минус внедряемой системы наложения штрафов, ведь ответственность будет нести автовладелец, а не лицо, которое непосредственно управляло транспортным средством и допустила нарушение правил.
«Дорожные камеры не будут иметь функции распознавания лиц водителей. Поэтому, если транспортное средство будет «продано» по доверенности, либо путем «передачи» техпаспорта, то штрафы все равно оплатит лицо, сведения о котором, как о собственнике, внесены в Единый госреестр транспортных средств. Во избежание такого риска, при продаже авто, владельцу вместе с покупателем необходимо внести информацию о покупателе в указанный реестр, как о едином надлежащем пользователе», - рассказал управляющий партнер ЮФ Legal House Руслан Редька.
Персональная ответственность
Вторым недостатком системы автофиксации, по мнению юристов, является гипотетический рост количества исков, которыми владельцы авто будут оспаривать свою причастность к совершению административного правонарушения и доказывать, что в тот момент находились в другом месте, а право на управление автомобилем никому не передавали.
Учитывая судебную практику, вероятность такого обжалования будет достаточно велика.
В 2010 году Конституционный суд (КСУ) решил, что привлечение к ответственности за совершение конкретного противоправного деяния необходимо привязать к конкретному лицу. В 2015 году КСУ указал, что составление постановления о штрафе непосредственно на дороге, когда водитель не имеет времени для обращения за правовой помощью - это нарушение его прав.
«Привлечение к ответственности собственника автомобиля вместо водителя нарушит персональным принцип ответственности нарушителя и повлечет массовые обжалования в судах, что неизбежно приведет к дополнительной нагрузке на суды», - отметил управляющий партнер ЮК "Альянс Правовых Сил" Виталий Собкович.
Автофиксация лишает водителя права на выражение своей позиции по правонарушению в протоколе или на полное несогласие с ним, ведь никакие документы автоматизированная система не оформляет.
Указанный минус может быть преодолен в случае, если на украинских дорогах будут устанавливать камеры с возможностью распознавания лиц водителей и штрафы соответственно будут накладываться непосредственно на тех, кто управлял машиной.
«Заимствуя опыт европейских стран, следует отметить, что автовладелец и лицо, непосредственно совершившее правонарушение на авто владельца, должны нести солидарную ответственность», - говорит Руслан Редька.
Оформят на «бедных»
Третий минус автоматических штрафов заключается в том, что постановлением Кабмина № 1197 от 14 ноября 2018 года зафиксировано, что за одним ответственным пользователем может быть зарегистрирована бесконечное количество транспортных средств.
Это может привести к тому, что на лиц, не имеющих имущества и дохода, будут вовсю регистрироваться транспортные средства. Взыскать штраф таких лиц с помощью исполнительной службы будет невозможно из-за того, что они ничем не владеют и ничего не зарабатывают.
К другим недостаткам автоматической системы юристы отнесли:
- отправка писем счастья на адреса регистрации, которые у многих не совпадают с местом (и даже городом) проживания не позволит вовремя добровольно оплатить штраф и приведет к увеличению штрафа и открытии исполнительных производств;
- сложности с привлечением к ответственности автомобилей на иностранной регистрации;
- обжалование постановления о привлечении к административной ответственности с последующим затягиванием рассмотрения дела в суде позволит избежать ответственности ввиду истечения сроков привлечения.
Прогнозировать то, как будет осуществляться порядок обжалования наложенных штрафов достаточно трудно, ведь должна сложиться хотя бы какая-то судебная практика. Пока чего-то революционного законодатель не придумал, поэтому обжалования скорее всего будет в обычном порядке.
Как будут обжаловать
Штрафы вступят в законную силу даже если нарушитель не захочет получать извещение о нем на почте. Следовательно, в случае несогласия с санкцией, оспорить ее придется все же самостоятельно.
Также «письма счастья» можно обжаловать в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), но на практике это редко приносит позитивный результат, поэтому юристы советуют обжаловать постановление сразу в районном суде.
На обжалование у него будет 10 дней. Исчисляться они будут со следующего дня, после вынесения постановления. Срок на обжалование может быть восстановлен если пропущен по уважительным причинам.
После получения копии постановления водитель имеет право обратиться за защитой своих прав в суд.
Исковое заявление должно основываться на нормах КоАП:
- Водителю следует обязательно отметить, почему он считает постановление незаконным;
- Исковое заявление можно не привозить лично, а отправить по почте;
- Следует учесть, что, если заявление направляется в последний день, оно должно попасть на почту не позднее 12:00 ночи, иначе будет считаться, что заявление поступило на 11 день, а значит, произошло нарушение процессуального срока, и такое заявление суд может не принять;
- При обжаловании постановления не уплачивается судебный сбор. Но для эффективного обжалования в некоторых случаях понадобиться помощь юриста, тогда стоимость обжалования однозначно превысит сумму штрафа.
«Учитывая размер штрафов, которые будут налагаться на водителей с помощью систем автофиксации, и при наличии оснований полагать, что водитель не нарушил правила дорожного движения, вопросы обжалования штрафов будет очень актуальным в недалеком будущем для значительного количества владельцев авто», - отметил Руслан Редька.
Плюсы системы
Вместе с очевидным несовершенством системы автоматической фиксации, юристы также не отметают и ее плюсов:
- Повышение безопасности дорожного движения;
- Снижение рисков коррупции, ведь автоматический режим работы позволяет практически без привлечения человека фиксировать нарушения, оформлять протоколы и направлять их адресату;
- Экономия времени - не нужно останавливать автомобиль для оформления штрафа - это позволит избежать дорожных пробок в месте работы системы и не позволит другим водителям проехать "неоформленными" (пока полицейские оформляют остановленный автомобиль);
- Равенство перед законом - система выносит постановления за факт нарушения независимо от статуса лица, которое находится в авто - это в некоторой мере исключит человеческий фактор;
- Увеличение поступлений в бюджет за счет штрафов.
«Такая система - несомненно прогрессивная идея, которая могла бы улучшить ситуацию если не на всех дорогах Киева, то хотя бы на тех участках, где она установлена. Однако это не первая попытка ее введения, которая не дает нужного результата по ряду причин: несовершенство законодательства, не конституционности некоторых его положений, наличия автомобилей-двойников, несоответствия номеров автомобилю и потенциальных возможностей вмешательства в работу системы для «нужных» людей», - говорит Виталий Собкович.
А Вы что думаете по этому поводу?