Volvo – та марка, что сделала заботу о жизни и здоровье участников движения частью фирменного имиджа. Но до сих пор многочисленные эксперименты и краш-тесты на тему дорожных аварий обычно проводили в стенах заводской лаборатории, которую шведы называют Центром безопасности. И вот – первое в истории компании экстремальное натурное испытание.
«Обычно мы разбиваем машины только в лаборатории. Это был первый раз, когда мы сбрасывали их с крана, – рассказал Хокан Густафсон, старший следователь Группы исследований дорожно-транспортных происшествий Volvo Cars. – Мы знали, что после испытания увидим сильные деформации, и сделали это, чтобы поставить перед спасателями реальную задачу».
Методику проработали совместно со спасателями. Как правило, им приходится учиться извлекать людей из покореженных автомобилей, используя старые машины со свалок. Но таким рыдванам зачастую лет 20, а за это время технологии, особенно в области конструкционных материалов, ушли далеко вперед. Одно дело разрезать гидравлическими ножницами ржавый металл, а совсем другое – современную высокопрочную сталь.
В итоге Volvo выделила на растерзание десяток свежих автомобилей, инженеры рассчитали параметры сброса и в компании со спасателями отправились на природу, где заготовили для испытаний высотный кран. Неоднократным падением машин с 30-метровой отметки пытались смоделировать столкновение легковушки с грузовиком, одиночную аварию на высокой скорости, сильный удар со стороны.
Иными словами, имитировали те ситуации, когда водитель и пассажиры чаще всего оказываются зажатыми в смятом кузове. При этом люди могут находиться в критическом состоянии, и у спасателей есть минимум времени, чтобы извлечь пострадавших посредством специнструмента и доставить в больницу. Специалисты в таких случаях говорят о «золотом часе».
Volvo обещает, что результаты эксперимента и выработанные методики эвакуации будут собраны в обширном исследовательском отчете, который сделают бесплатным для спасателей любых регионов.