«САМА ВИНОВАТА». Вчера пострадавшую Валентину (имя изменено. — Авт.) вызывали в милицию и убедили, что требовать экспертиз бессмысленно, так как ее синяки — не повод для уголовного дела, дебоширу может светить лишь админнаказание. Но у самого водителя и его работодателя — свое видение конфликта.
«Как объясняет наш водитель, конфликт произошел из-за того, что он отказался высадить пассажирку не на остановке. На конечной «Индустриальный мост» женщина сама отказалась выходить, а стала кричать на водителя. Поэтому он вызвал милицию, чтобы она разобралась в ситуации. А когда пассажирка попыталась выйти, не дождавшись милиции, закрыл двери. Вина водителя может быть только в том, что он пытался не дать ей выйти и в результате повредил сумку, но мы готовы компенсировать это», — сказал нам владелец маршрута №242 Игорь Гусак. По его словам, водитель вчера весь день провел в милиции. «Мы его уволим только в том случае, если милиция или суд докажет его вину», — говорят на предприятии. Также утверждают, что их водитель не мог быть «под кайфом», хотя в тот день судмедэкспертизу никто не проводил. Любопытно, что на предыдущем месте работы у водителя тоже был конфликт с пассажиром, в котором пришлось разбираться милиции, но дело закрыли.
«ЗАДОВБАЛИ». Тем временем корреспондент «Сегодня» целый день проездила в столичных маршрутках в поисках вежливых водителей и убедилась, что правила поведения нарушают многие — они курят в салоне, не выдают билеты и забывают закрывать дверь. Садимся на Петровке в маршрутку №421 на переднее сиденье. Сразу обращаю внимание, что водитель — в густом тумане. Курит. Да еще и «термоядерные» сигареты. На пассажиров при этом не обращает внимания. Только отъезжаем от остановки — нам уже сигналят, поскольку мы подрезали джип. Притормозили. Пропустили. Сигарету при этом водитель не выбрасывает, еще и сдачу отсчитывать успевает. Кстати, пачки билетов лежат рядом, скрепленные резинкой. Они так никому и не понадобились.
Осматриваюсь. В поле зрения — никаких данных о том, кто за рулем. Зато на лобовом стекле красуются «правила для пассажиров». Например: «Девушки в мини-юбках, держите ноги вместе: и вам теплее, и водителю спокойнее». Или: «Монетами 1, 2, 5, 10 копеек не рассчитываются, ими сдачу дают». Ну и «шикарное» третье: «Пить пиво с бутылками, есть семечки со скорлупой, а мороженое с обгорткой». Второе правило, как мы потом убедились, в маршрутке — святое. После того как несколько человек подряд дали водителю даже не копейки, а по 5 грн, он не выдержал: «Да задовбали вже!».
Через минуту после первой сигареты водитель закуривает снова, несмотря на то, что рядом с ним уже уселись двое малышей. Да еще и на ходу, убрав на секунду обе руки с баранки. Но и на этом приключения не закончились. На одной из остановок водитель забыл закрыть дверь и поехал, пока ему не стали кричать из салона пассажиры.
БЕЗ БИЛЕТОВ. А вот на скандальном маршруте №242 водитель на этот раз нам попался спокойный. Мы усаживаемся на сиденье, расположенное за водительским местом. Перед носом — информация о перевозчике, а вот как зовут водителя — определить сложновато. Рядом с ним висит бейджик с надписью «Вас обслуговує водій…», только вот имя и фамилия написаны от руки и очень неразборчиво, да и надпись уже немного выцвела. Через три минуты приходит водитель, выбрасывает сигарету, усаживается и начинает обилечивать пассажиров. Точнее — брать деньги и давать сдачу, талонов при этом никто не получает. Последней в салон заходит беременная женщина и останавливается в дверях, доставая деньги. Но водитель, не дождавшись, пока она сядет, трогается. Стоит признать, что дальше едет он аккуратно и не быстро, держится практически все время в первой полосе. Правда, сдачу, как и большинство других водителей маршруток, отдает во время движения, отвлекаясь от дороги. Всего раз за дорогу и во время движения водитель ответил на звонок по мобильному, а вот сигареты, к счастью, не доставал ни разу. Закурил лишь на «Лесной», когда вышли последние пассажиры.
ВОДИТЕЛЬ С КОНФЕТАМИ: «МЕНЯ ПОПРОСИЛИ УБРАТЬ»
Стать маршрутчиком в Киеве, признались нам сами водители, совсем не сложно. Нужно лишь разрешение на перевозку пассажиров и желание беспробудно работать примерно за 170 грн в день. «На такую работу чаще всего идут приезжие с запада Украины. Они арендуют квартиру и селятся в ней по 5—10 человек. Киевляне работать в маршрутках не хотят, так как это предполагает езду через день с 5.00 до 24.00 и позже. У новичков хозяин просит всего лишь права категории «В», разрешение на перевозку пассажиров, копию паспорта. Никаких тестирований или проверок на судимость нет. После того как водителя взяли, уже работающий маршрутчик проезжает с ним пару кругов по маршруту, чтобы тот знал дорогу», — говорит водитель маршрутки Александр. По его словам, когда желающих работать на маршрутках было больше, их отбирали тщательнее: трое суток новичок ездил со своим «куратором», то есть опытным водителем, и учился плавно тормозить у остановки и плавно стартовать, открывать двери так, чтобы никого не прищемить, знал правила общения с пассажирами. «А что вы хотите? Люди работают с утра до позднего вечера. За неделю они устают до такой степени, что могут не только накинуться на пассажира, но и попросту заснуть за рулем. А наш народ? Что вы все время на водителей жалуетесь, как будто не знаете, как могут хамить пассажиры?» — возмущается Александр.
Впрочем, не все водители портят настроение пассажирам — есть и другие. Многие киевляне знают Александра Остапенко, который работает в бабочке, раздает пассажирам конфеты, читает стихи, а при выходе желает всем хорошего дня. Раньше он ездил на маршруте №3, но потом пропал. «Видимо, не устроил кого-то, нам так его не хватает», — говорили постоянные пассажиры. Как нам рассказал Остапенко, это действительно было так. «Моему бывшему начальнику звонили и просили меня убрать, поскольку я показываю плохой пример. Теперь я работаю на маршруте №45+22, езжу на Рембазу. Все также в бабочке и с конфетами».
ВЛАСТИ. В КГГА обещают скоро переворот в маршруточном сервисе: «К концу года будет готова транспортная схема, которая упорядочит маршрутки в центре города. Из сотни маршрутов останется несколько десятков, и то самые лучшие». А пока власти предлагают киевлянам жаловаться на «плохих» маршрутчиков, звоня в колл-центр 15-51. «При выдаче лицензий перевозчикам мы учитываем количество жалоб на них. Если такие случае не единичны, то лицензию перевозчик не получит», — сказал нам член транспортной комиссии КГГА.