В ходе совещания по вопросам медицинского обеспечения в сфере безопасности дорожного движения, проходившего в Министерстве здравоохранения, была высказана идея внедрения в систему получения водительских удостоверений и периодического контроля здоровья водителей медико-психологических тестов. Подобные исследования, которые часто называют «идиотен-тестами», есть во многих развитых странах мира. Например, в Германии на них направляют водителей, которые систематически нарушают правила дорожного движения и набрали определенное количество штрафных баллов.
В ходе дискуссии глава координационного совета ГО «Общенациональный форум безопасности дорожного движения» Сергей Будник предложил принять «порядок проведения психофизиологической экспертизы кандидатов в водители и водителей транспортных средств», а также обеспечить проведение обязательной психофизиологической экспертизы водителями, как главного метода профилактики «человеческого фактора». Кроме того, он выразил уверенность в необходимости создания нормативно-правовой базы, которая определит и урегулирует механизмы внедрения психофизиологической экспертизы.
Главный внештатный специалист Министра охраны здоровья Украины по вопросам психофизиологии Игорь Тринька отметил, что управление транспортными средствами требует проведения качественного профессионального психофизиологического отбора людей и осуществления их медико-психофизиологического сопровождения. Эта категория работников постоянно несет ответственность за жизнь и здоровье пассажиров, а также за безопасность перевозимых грузов, в том числе опасных. Любая нештатная ситуация может привести не только смерти людей, но и к экономическим проблемам и экологических катастроф.
Что касается водителей-любителей, то большинство из несчастных случаев происходят по их собственной вине. Несмотря на существующую проблему, в настоящее время в Украине вовсе не предусмотрена процедура обследования психофизиологических качеств этих водителей и определения влияния этих качеств на способность управлять автомобилем. Существующие медицинские обследования не учитывают психофизиологических особенностей, которые могут повлиять на качество управления транспортным средством. Сегодня в Украине психофизиологическая экспертиза проводится бессистемно, устаревшими методами при отсутствии утвержденных Министерством здравоохранения Украины критериев и Порядка проведения экспертизы.
Игорь Тринька считает необходимым создание психофизиологической службы, целью которой является отбор водительских кадров, постоянный контроль уровня их профессионально важных качеств и функционального состояния перед рейсом, создание условий для внедрения новейших мировых достижений в практику профилактических мероприятий в соответствии с принципами Международной организации труда и Европейского Союза. Он подчеркнул, что законодательной базой для создания такой психофизиологической службы является Статья 5 Закона Украины «Об охране труда» и приказ Министерства здравоохранения Украины от 21 мая № 246 «Об утверждении порядка для медицинских обследований определенных категорий работников».
Олег Панченко, директор Государственного учреждения «Научно-практический медицинский реабилитационно-диагностический центр» Министерства здравоохранения Украины предложил введение медико-психологического освидетельствования для кандидатов в водители, водителей транспортных средств, лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий, лиц, грубо нарушивших правила дорожного движения.
Впрочем, у новой идеи есть и противники. Так, Вадим Володарский, соавтор новой редакции закона о «Дорожном движении и его безопасности», считает, что введение психофизиологического тестирования кандидатов в водители и водителей будет означать исключение большого количества людей из нормальной активной жизни, если после него им запретят управлять личным транспортом. Кроме того, существуют требования Европейского союза, которые обязалась имплементировать Украина, и они намного мягче действующих у нас ограничений - фактически, касаются только реальной неспособности человека к управлению. Поэтому Вадим Володарский предложил отказаться от идеи внедрения психофизиологического тестирования для водителей частных транспортных средств.
В любом случае, вопрос внедрение психофизиологического теста для водителей поднят и будет обсуждаться. Станет ли он обязательным и для кого – зависит, также, и от позиции гражданского общества.