Сейчас доля импорта - более 60% (из 4 млн т бензина и столько же дизтоплива, потребляемых в год), причем бензин идет из Белоруссии и Европы (в основном Румыния, Польша), а дизель из Белоруссии и России. Из наших шести НПЗ, которые могут дать вдвое больше «горючки», в основном качества «Евро-2», работают только Кременчугский и Шебелинский и то не на полную мощность.
Ставицкий обещает изменить ситуацию: уже в марте начнутся пусконаладочные работы на Одесском НПЗ, а Кременчугский сулит залить рынок бензином качества «Евро-4». Также планируется запуск и крупнейшего в Украине Лисичанского НПЗ, который был остановлен собственником – компанией ТНК-ВР — в апреле 2012 г.
Но для всего этого нужны деньги, которые, похоже, собираются взять с рядовых водителей, введя пошлины. Ведь пока суд да дело, народу придется выбирать: платить на гривню дороже за импорт или ездить на дешевом бензине непонятного качества (особенно в провинции, где множество мини-НПЗ, производящих бензин неизвестно из чего), контрабандном топливе и бодяге.
Мнения экспертов разошлись. Так директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн резко против пошлин: «В 2011 году Минэнерго уже потерпело поражение в специальном расследовании против импорта нефтепродуктов. Кроме роста цен на топливо для потребителей (1-1,3 грн/л при обсуждаемых размерах пошлин около 180 долл./т), снижения качества вследствие перехода на менее качественные украинские нефтепродукты и коллективной монополии НПЗ на рынке - других результатов этот шаг иметь не будет. Вот уже второй министр энергетики не может или не хочет понять, что главным врагом украинских НПЗ является не легальный импорт, а контрабанда и фальсификат, которые в 2012 году по данным Минфина составили 22% рынка бензина. Только ликвидировав эти явления в комплексе с нормативным стимулированием модернизации можно преодолеть кризис в этой индустрии».
Эксперт консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко, наоборот, утверждает, что всё будет хорошо: «Пошлины – самый оптимальный инструмент для возрождения отечественной нефтепереработки. Сейчас работает ползавода в Кременчуге и Шебелинка, когда встанет в строй Одесский НПЗ, топлива хватит всем. Не будет заходить импорт - потребитель начнет покупать украинский бензин, который окажется дешевле и не почувствует разницы в качестве». Планируется, что средства на это возрождение найдутся за счет пошлин на импорт.
Возможно, это так, но возникает вопрос: почему реконструкцию и запуск наших НПЗ должны сегодня оплачивать не их хозяева, а водитель.