Такую аналитику приводит Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта, сообщает РБК daily.
Элементы системы дорожного движения — это водитель, пешеход, дорожные условия и транспортное средство. Каждый из них влияет на уровень аварийности и число пострадавших, то есть может стать непосредственным виновником ДТП или фактором, его спровоцировавшим. Специфика — в очень разной степени этого влияния.
Первое место в «антирейтинге» виновников аварий занимают именно водители - за последние годы около 80% аварий были связаны с нарушением правил автомобилистами и мотоциклистами. именно ими. Причем, каждое четвертое столкновение либо наезд на пешехода совершается новичками со стажем вождения до трех лет.
В связи с этим эксперты призывают активнее бороться с коррупцией, чтобы устранить саму возможность купить права. Кроме того, хорошо было бы заимствовать лучшее из зарубежного опыта подготовки водителей. Например, когда для получения полноценного водительского удостоверения надо пройти несколько ступеней, налагающих на начинающих водителей значительные ограничения. По мере накопления опыта эти ограничения снимаются.
Вторая по численности армия виновников ДТП — пешеходы. И если ужесточение штрафов для водителей привело к тому, что они сегодня гораздо чаще уступают дорогу на зебре, то повышение культуры и ответственности пешеходов — дело гораздо более трудное и тонкое.
«Пешеходы представляют собой самую неуправляемую группу участников дорожного движения, поэтому ужесточение штрафов для пешеходов в случае нарушения ПДД малоэффективно», — комментируют в НИИ автомобильного транспорта.
На третьем месте по влиянию на число ДТП — дороги. В европейских странах неблагоприятные дорожные условия рассматриваются как основная причина 3% аварий, в СНГ же по этой причине совершается 20% ДТП (километр дороги в Украине стоит в три раза меньше, чем в Италии и России). Происходит это из-за низких сцепных качеств покрытия, отсутствия горизонтальной разметки и ограждений в необходимых местах, недостаточного освещения, дефектов дорожного покрытия. Исправить ситуацию должны местные власти, которые жалуются на вечную нехватку средств.
Как ни странно, состояние техники— на последнем месте среди причин ДТП. Проблема «разваливающихся» на дороге машин — как легковых, так и коммерческих — в нашей стране есть, и с этим тоже нужно что-то делать. Однако официальная статистика отражает лишь малую часть ДТП, вызванных техническими недостатками транспортных средств — менее 1%.