Здесь авто на рельсах — не редкость: через высокий бордюр перескакивают зачастую дорогие джипы. Даже вчера, когда корреспондент «Сегодня» осматривал нововведение, один внедорожник, водителю которого, видимо, надоело стоять в «пробке», съехал с дороги на трамвайные пути и пытался миновать тянучку. Но, заприметив колючее препятствие, вынужден был вернуться на проезжую часть.
«Подобные сооружения нужны, — говорит Александр Иванович, вагоновожатый 26-го трамвая, который курсирует по этому пути. — Водители джипов часто плюют на всех, выскакивают на рельсы и, соответственно, мешают нам ехать. Не раз и мне и моим коллегам приходилось тянуться за такими наглецами. Но это еще полбеды, самое страшное, если зимой, например, джип застрянет в снегу. Во-первых, просто трамваи перестанут ездить, а во-вторых, если я буду ехать вверх по спуску и остановлюсь, потом я попросту не тронусь. Трамваи старые, и на такую горку могут выезжать только с разгона».
В ответ на вопрос, кто установил препятствие, и водители вагонов, и коммунальщики лишь разводят руками. «Вы никогда и не узнаете, кто установил эту «ловушку». Никто в этом не сознается, потому что подобные конструкции незаконны. Существует ГОСТ, где четко прописано, как должны выглядеть трамвайные пути, и ничего похожего на то, что соорудили на спуске Веснина, там нет», — говорит юрист харьковского автоклуба Денис Журавель.
Более того подобные конструкции, по его словам, опасны не только для автомобилистов-нарушителей, но и для ни в чем не повинных граждан. «Не увидев препятствие в темноте, пешеход может упасть в эту яму и травмироваться. Кроме того, по правилам авто «скорой помощи» в экстренных случаях могут объезжать пробку по трамвайным путям. Сомневаюсь, что здоровью пациента поможет, если спешащий водитель не увидит эти конструкции и наедет на них», — говорит Журавель.
В ГАИ говорят: к ним за разрешением установить подобные конструкции никто не обращался. «Лично я не видел такого. Да и трамвайные пути на Веснина к госавтоинспекции не имеют никакого отношения. Мы отвечаем только за те, что идут посреди проезжей части, эти же вынесены на обочину. И если там захотят что-то сделать путейцы, то им наше разрешение не нужно», — рассказал нам старший инспектор отдела профилактики горГАИ Олег Никоненко.
ВМЕСТО ШИПОВ НУЖНЫ ИНСПЕКТОРЫ
«Выезд автомобиля на трамвайные пути без сомнения является нарушением правил дорожного движения и оно очень распространено в Харькове», — говорит юрист Денис Журавель. Однако правовед уверен, что бороться с нарушителями необходимо не с помощью шипов и рвов. «Единственный действенный и законный способ борьбы с водителями, которые выезжают на трамвайные пути — это хорошая работа госавтоинспекции. Инспекторы прекрасно знают, где шоферы любят выезжать на рельсы, они должны приезжать туда и фиксировать нарушения. У них есть все полномочия, чтобы штрафовать водителей, которые совершают подобные действия», — говорит Журавель.
Если же водителям такое новшество не нравится, можно добиться, чтобы его убрали. Для этого необходимо писать жалобы и просьбы в горсовет, КП «Горэлектротранссервис», суд и «Укравтодор», поскольку доподлинно не известно, кто установил препятствие.