Первые два паркомата львовского производства возле торгового центра на углу пр-та Карла Маркса и улицы Короленко появились еще 28 августа. Следующую партию смонтировали в самых «рыбных» местах, на которых промышляли нелегальные парковщики: на ул. Шмидта, ул. Чкалова, возле автовокзала и Курчатовского рынка.
Пока, по словам директора городского департамента транспорта и связи Валентина Мовчана, паркоматы работают в тестовом режиме, а потому парковщики с кассовыми аппаратами рядом с ними все равно нужны. Да и алгоритм «захода на парковку» сейчас больше напоминает замысловатый ритуал, нежели пятисекундную процедуру. Пятигривневая купюра по-старинке вручается парковщику в обмен на карточку со штрих-кодом, которой нужно провести по специальному отверстию паркомата и распечатать чек. «Паркомат выдает чек, на котором указано начало время парковки. Его нужно положить под лобовое стекло слева, а в случае необходимости — продлить время стоянки», — объясняет Валентин Мовчан.
На деле, даже в присутствии парковщика, автоматика работает через раз. Так, когда один из водителей поднес к считывающему устройству купленную за 5 гривен карточку, паркомат задумался и вместо выдачи чека сообщил, что «отсутствует связь».
В будущем, обещают в КП «Горавтопарк», когда система пройдет обкатку, бумажные талоны заменят на многоразовые пластиковые. Продавать их будут в киосках и магазинах, причем обещают, что без наценки. «На карточку человек будет класть определенную сумму денег, получать скидку и пополнять в любое время — вроде многоразового абонемента. При этом сами паркоматы оборудованы GSM-модемом и выведены на один сервер, с которого ведется контроль. Мы легко можем проверить, сколько на любой парковке оплачено и сколько стоит автомобилей по факту», — рассказал «Сегодня» директор КП «Горавтопарк» Владимир Бацун.
Большинство водителей новые паркоматы встречают без энтузиазма. Главный недостаток, говорят они, способ оплаты. «Пока не понятно, почему не реализован прием наличных. Я приехал, должен куда-то побежать, найти терминал, чтобы пополнить карточку или искать, где ее купить. Я добросовестный, оплатил, положил чек. А кто-то может подумать: «Зачем?» — и уйти. Если все это будет контролировать человек, зачем тогда паркомат?» — недоумевает горожанин Анатолий.
«Не паркомат, а муляж»
По словам директора КП «Горавтопарк» Владимира Бацуна, в этом году городские парковки работали только 1,5 месяца, но с помощью новых паркоматов чиновники рассчитывают до конца года собрать для городской казны около 8 млн гривен. Самой дорогой будет стоянка у ТРЦ «Мост-Сити» — 7 грн/час. В других районах Правого берега эта услуга обойдется в 5 грн/час, тогда как на Левом берегу парковка будет стоить дешевле — всего 3,50 грн/час.
Однако активист Вячеслав Поездник считает, что новые паркоматы ничем не лучше старых парковщиков. «Согласно постановлению Кабмина 1342, в паркомате должна быть предусмотрена возможность приема к оплате специальных карточек и наличных денег. Если какого-то одного пункта нет, это устройство паркоматом называться не может. Вот и у нас это не паркомат, а муляж, техническое устройство, установленное для отвода глаз», — говорит Поездник.