Украинский автопром оказался под угрозой исчезновения

Отмена утилизационного сбора и снижение спецпошлины, которые произошли в апреле, вновь поставили под угрозу существование отечественного автопрома. Минимальное снижение цен на автомобили, которое ожидали потребители, так и не состоялось из-за введения общего акциза, производство пострадало. Его постепенный рост, не успев начаться в прошлом году, вновь прекратился. По данным Ассоциации УкрАвтопром, в апреле 2014 года предприятиями украинского автопрома было произведено 4 688 автотранспортных средств. С таким результатом автопроизводители улучшили свой показатель годичной давности на 49%.

Драйвером роста выступили легковой и коммерческий дивизионы автопрома, которые продемонстрировали соответственно 52-процентный и 24-процентный рост объемов производства, по сравнению с апрелем прошлого года. Всего в апреле месяце в Украине было произведено 4 411 легковой и 140 коммерческих автомобилей. В тоже время автобусное производство, с показателем 137 автобуса, отстало от апрельского результата 2013 года на 9%.

Приведенные цифры наглядно демонстрируют положительную роль спецпошлин и утилизационного сбора, введенных в прошлом году. Именно эти меры помогли отечественному автопрому нарастить объемы производства по сравнению с прошлым годом. Но, как только утилизационный сбор и спецпошлину отменили, вновь начался спад производства.

Подтверждение таким выводам – сравнение с объемами производства в марте нынешнего 2014 года. Всего пол месяца без утилизационного сбора и со сниженными спецпошлинами, и картина совсем иная. Так, производство на ЗАЗе упало по сравнению с мартом на 10,3%, в Корпорации «Богдан» - на 64,7%, на заводе «Еврокар» - на 27,6%. В целом по отрасли, производство автомобилей и автобусов упало на 14,7%. Лучшие результаты только у АвтоКрАЗа – плюс 34,3% и сборочного завода КрАСЗ – плюс 4,4%, по сравнению с мартом этого года.

Осложняет ситуацию с падением производства, сокращении рынка продаж новых автомобилей. По данным AUTO-Consulting, в апреле продажи в Украине по сравнению с мартом упали на 64%. И эта тенденция продолжается, не смотря на отмену утилизационного сбора и снижение спецпошлины. Вопреки ожиданиям, отмена налогов, так и не оживила продажи новых автомобилей в стране.

Нестабильная ситуация в экономике и инфляция, поднявшая гривневые цены на автомобили, не способствуют покупательской активности. Ситуацию для некоторых производителей усугубляет потеря российского рынка. В то время, как для российских авто, украинский рынок открыли, отменив утилизационный сбор и снизив спецпошлины. И автомобили российского производства (особенно бюджетные модели) вновь стали серьезными конкурентами автомобилям, которые производят в Украине. На предприятия, занимающиеся сборкой, российский импорт пока не оказывает такого, в буквальном смысле, уничтожающего влияния, как на производителей.

Не говоря уже о провале продаж в Крыму, Луганской и Донецкой областях, на которые приходилась немалая доля бюджетных массовых автомобилей.

В создавшейся ситуации некоторым отечественным предприятиям стоит готовиться к очень тяжелым временам. В частности, речь идет о заводе «Богдан» в Черкассах и запорожском ЗАЗе. В материале, опубликованном в середине мая на сайте http://forbes.ua , президент Корпорации «Богдан» Олег Свинарчук говорит, что после законодательных нововведений его предприятие «из реанимации отправится в морг. К сожалению, это не преувеличение. Украинский автопром в новом сезоне опять оказался на грани исчезновения.

Источник: AutoConsulting
28.05.2014
#авторинок