КМЗ, специализирующийся на производстве тяжелых мотоциклов (в том числе пожарных и военных), на продукции которого выросло несколько поколений украинских байкеров, возможно, прекращает свое существование. Напоминаем, что не так давно фонд государственного имущества Украины выставил завод на продажу. Согласно условиям приватизационного конкурса, победитель должен инвестировать не менее 2,7 млн. грн. в развитие предприятия и не менять профиль производства. Это вселяло надежды на то, что производство украинских мотоциклов сохранится, и даже получит новый толчок. За примером далеко ходить не надо - белорусский ММВЗ с приходом инвестора под слегка измененной торговой маркой M1nsk начал успешно производить и продавать целую линейку двухколесной техники от электровелосипедов до малокубатурных спортбайков R250.
Киевский мотоциклетный завод по примеру собрата мог бы получить мощный толчок в своем развитии, имея такую фору, как заказы от военных муниципальных служб и сам факт преобладания в линейке именно крупнокубатурных мотоциклов. Сейчас львиную долю продаж в Украине занимают мотоциклы китайского производства. Качество этой продукции спорное, а налоги на ввозимую мототехнику и всякие акцизные наценки поднимают стоимость.
Очевидно, что наличие национального производителя могло бы удовлетворить спрос на недорогую мототехнику, и при этом гарантировало бы какое-то качество продукции. Кроме того, цена мотоциклов должна была бы при этом остаться доступной для целевой аудитории. Соответственно, будущее украинского мотостроения уперлось в то, какой именно инвестор и для каких целей купит завод.
Стартовая цена пакета на аукционе составила 32,5 млн грн., после торгов между ООО «Металлконтрактсбыт» и ООО «Капитал Индекс Груп» цена выросла почти вдвое, до 59,8 млн грн. Завод успешно был продан последней компании. Но компания-покупатель в украинской прессе называется лишь посредником, ей владеет коммерческая фирма, зарегистрированная на Британских Виргинских островах.
А меж тем, мощности КМЗ расположены в Шевченковском районе Киева и занимают площадь в 240 тыс квадратных метров. Кроме того, предприятие имеет общежитие, которое занимает площадь в 3,2 тыс квадратных метра. И, как заявляют аналитики, в том числе экс-глава Фонда госимущества Украины Александр Бондар, именно это и является главной целью инвестора. «На самом деле, завод приватизировали только ради земли. Всем понятно, что тот, кто его купил, получит шикарную землю почти в центре Киева напротив известного кино, возле телевышки. Это очень привлекательный земельный участок, он стоит миллиарды гривен, а не столько, сколько за него уплатили», – заявил Боднар. По его мнению, покупатель мотоциклетного завода – один из приближенных к власти олигархов, который скрывается за оффшорной фирмой.
Соответственно, ждать ли реорганизации производства украинских мотоциклов, или появления недалеко от центра столицы очередных торгово-развлекательных комплексов на месте некогда одного из крупнейших предприятий - прогнозы делать не будем. Лишь напомним, что Ирбитский мотозавод, производящий в России мотоциклы по такой же схеме с незначительными отличиями, успешно реализует свою продукцию за рубежом, выгодно спозиционировав ее в особую нишу. И в числе покупателей ирбитских мотоциклов, практически аналогичных нашим «Днепрам» числятся даже такие звезды-байкеры, как Бред Питт и Эван МакГрегор. Упустит ли Украина свой шанс в угоду карману олигархов?
Терехов Евгений