КОГДА ЗАРАБОТАЕТ? Реализацию концепции, вероятнее всего, отложат до конца 2014 года. «Сначала нужно создать единый реестр льготников. На это Мировой банк уже выделял Украине 100 млн евро, и база существует. Но на ее модернизацию и запуск необходимо еще 50 млн грн. В пилотном варианте до конца года реестр заработает в Винницкой области. А до конца следующего — по всей Украине», — рассказала «Сегодня» министр соцполитики Наталья Королевская. Приблизительную сумму компенсации на одного человека в Кабмине пока не просчитывали. «Каждый регион называет свою сумму. Я считаю, нужен единый госстандарт. А перед этим концепцию должны обсудить с людьми», — добавила Королевская.
Узнав о внедрении единого реестра льготников, в Харькове захотели присоединиться к пилотному проекту. «Еще несколько лет назад я первым заявлял о монетизации льгот, — сказал «Сегодня» замгубернатора Харькова Игорь Шурма. — Нигде в мире нет такого количества льготников, как у нас. Можно, к примеру, предоставить возможность пенсионерам ездить на троллейбусе и трамвае четыре раза в день и выдавать на это по 100 грн в месяц».
ДЕНЬГИ. Затраты на создание единого реестра — это не все, на что придется потратиться. По предварительным прогнозам, нужны миллионы гривен на финансирование такой адресной помощи малоимущим. Для этого Рада должна изменить бюджет. «Еще будучи министром соцполитики, я не раз предлагала монетизацию льгот. Только вдумайтесь, из 46 млн украинцев 26 млн — это льготники! — говорит депутат от «Батькивщины» Татьяна Денисова. — Мы поддерживаем реформу. Но где на это денег взять?». «После введения реформы мы не только сэкономим, но и избавимся от задолженности перед перевозчиками», — считает регионал Александр Стоян. Только за прошлый год Киев задолжал метрополитену 59,3 млн грн, а «Киевпасстрансу» — более 30 млн. «Монетизировать льготы нужно. Но делать это стоит постепенно, обсуждая все с людьми. Иначе получится, как в России, которая в 2005 провалила реформу», — сказал «Сегодня» исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. Восемь лет назад Россию захлестнули массовые акции протестов льготников, которые обернулись настоящей дорожной войной: во многих регионах пенсионеры перекрывали главные автомагистрали.