За последние несколько лет стало понятно, что автомобильное производство в нашей стране – отрасль не приоритетная. Хотя, именно автомобильное производство обеспечивает рабочие места в смежных отраслях. По статистике, одно рабочее место на автозаводе создает еще 10 рабочих мест на производстве комплектующих.
Еще буквально пять лет назад, на производство автомобильных компонентов у нас в стране возлагали большие надежды. Планировали, что если не удалось привлечь в страну зарубежных автогигантов, получится хотя бы завлечь к нам крупных производителей запчастей и комплектующих. Создать мощные промышленные кластеры, которые смогут обеспечивать всем необходимым не только отечественную автомобильную отрасль, но и экспортировать продукцию за рубеж.
Ровно 10 лет назад карта поставщиков автомобильных компонентов, по данным «Укравтопрома», выглядела так.
И это – крупнейшие из них. Сегодня, многих из них уже нет. Причин несколько. Некоторые предприятия остались в зоне военных действий и в оккупированном Крыму. Многие перестали работать из-за сокращения производства автомобилей в Украине – ведь их продукция в больших объемах стала не нужна.
Одним из положительных примеров можно считать основание в 2005 году ЗАЗом СП с мировым производителем выхлопных систем Bosal Nederland BV (БОСАЛ). Только в 2007 году было произведено около 160 тыс. комплектов выхлопных систем. В 2017 году СП произвело свыше 250 тыс. комплектов выхлопных систем, из которых 92% поставлено на европейский рынок. В 2018 году у СП планы произвести и поставить на рынок Европы, в торговую сеть БОСАЛ около 390 тыс. комплектов выхлопных систем. И эти комплектующие будут установлены на модели Renault, Peugeot, Opel, VW, Audi, MB. Но, как часто бывает, это, скорее, исключение из правил.
Только среди поставщиков Запорожского автомобилестроительного завода, по данным профильной Ассоциации "Укравтопром", на территории Донецкой области осталось 25 предприятий. А в Луганской – 11 предприятий. Среди них изготовители резино-технических изделий, радиаторов, инструментов, пружин, изделий из цветных металлов, которые используются в производстве автомобилей.
Но намного больше производителей автомобильных компонентов ЗАЗ потерял не от военных действий на Востоке страны. А из-за катастрофического сокращения объемов производства автомобилей на предприятии. По данным Ассоциации «Укравтопром», в 2013 году производство автомобилей на ЗАЗе обеспечивало 714 поставщиков (566 украинских, 41 – из стран СНГ, 107 – из стран дальнего зарубежья). В прошлом 2017 году количество поставщиков ЗАЗа уменьшилось до 498 (383 украинских, 28 из стран СНГ и 87 – из дальнего зарубежье). А на каждом из 183 таких предприятий был свой коллектив. А это - семьи, дети, не говоря уже об отчислениях налогов в бюджет. И судя по тому, как на ЗАЗе сократился выпуск автомобилей, в зоне риска еще 383 малых и больших предприятий. У них теперь не будет заказов с ЗАЗа. И это – необратимый процесс. Такой же, как и в стране в целом.
Производство автотранспортных средств на ЗАЗе:
- 2013 – 22032 шт.
- 2014 – 13144 шт.
- 2015 – 3949 шт.
- 2016 – 526 шт.
- 2017 – 1682 шт.
И если еще 10 лет назад Украина могла похвастаться квалифицированной рабочей силой и рассчитывать на технологичное производство, то сегодня картина иная. В основном, у нас остались те компании, которые пришли в Украину не за квалифицированной, а за дешевой рабочей силой. И даже, если ситуация начнет налаживаться, квалифицированный персонал невозможно будет набрать в одночасье. Во-первых, он разбежался, эмигрировал, поменял квалификацию. Во-вторых, новых людей еще нужно выучить. То есть – может сложиться ситуация, когда реализовывать даже самые интересные и нужные для страны проекты, будет попросту некому. Яркий пример тому – попытка японской компании Fujikura открыть простейшее производство жгутов электропроводки в г. Немиров Винницкой области. Набрать персонал под это производство оказалось архисложно, притом, что и особых требований к работникам в компании не выдвигали. Еще сложнее будет возродить машиностроительные проекты, где уже нужны работники высокой квалификации. Разрушать всегда легче, чем созидать. И на восстановление промышленного потенциала тех же поставщиков ЗАЗа, даже если появятся инвестиции и спрос, могут уйти годы.