Равнее других
В конце ноября Верховная рада приняла за основу законопроект о введении экологического налога за утилизацию транспортных средств. Идея документа – внедрить сбор, аналогичный тому, что уже действует на автомобили в России. Базовая ставка сбора в Украине для легковых автомобилей будет 5500 грн., для грузовых авто, автобусов и спецтехники – 38 000 грн. Хотя это не «потолок» – итоговая сумма сбора будет зависеть от коэффициента, с которым он будет применяться к конкретной модели авто.
Но интересен документ не одним лишь размером ставок. А тем, как его принимали, и тем, кому он будет выгоден прежде всего. Ведь в тот же день парламент отклонил схожий законопроект – только авторства не депутатов, а правительства Украины. «Мы столкнулись с беспрецедентным лоббизмом, – говорит собеседник в Кабмине. – Ведь если до сих пор большинство в Раде пропускало правительственные документы «вперед», и могло лишь вносить в них поправки ко второму чтению, то теперь наш законопроект был фактически торпедирован».
Размер ставки сбора | % базовой ставки | грн. |
---|---|---|
Легковые авто | 86-550 | от 4 730 до 30 200 грн. |
Грузовые авто, автобусы и спецтехника | 60-290 | от 22 800 до 110 200 грн. |
Источник: Проект ЗУ «О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно уплаты экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств»
Причины столь редкой принципиальности депутатов – в ключевом отличии двух законопроектов: льготах, предоставляемых национальным производителям.
Дело в том, что и один, и второй законопроект при введении утилизационного сбора ставил в привилегированное положение тех автопроизводителей, у которых в Украине есть полный цикл производства – предоставлял им льготы при уплате этого сбора. Таких в нашей стране всего двое: «Богдан», принадлежащий Петру Порошенко, и «Укравто» Тариэла Васадзе.
Но льготы для этих двоих в кабминовском законопроекте были не так «обидны» остальным компаниям, как в депутатском. Ведь, согласно кабминовскому, компании платили бы сбор, как и все остальные, но получили бы право самостоятельно использовать средства от уплаченного ими сбора, чтобы создать мощности по утилизации. В то время как депутатский законопроект освобождает две компании от уплаты сбора полностью – взамен на то, что свои авто, проданные в Украине, они будут утилизировать самостоятельно.
«С кабминовским законопроектом еще можно как-то согласиться. По крайней мере, в нем утилизационный сбор уплачивают все, а значит, хотя стоимость автомобилей и вырастет, но принцип конкуренции нарушен не будет», – говорит Олег Назаренко, гендиректор Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров. Тот же документ, что прошел через Раду, по сути, вообще не затрагивает интересы «Укравто» и «Богдана». «Непонятно, как и когда они будут проводить утилизацию своей продукции. Уже сейчас можно говорить, что ничего делать они не будут и получат неконкурентное преимущество», – считает Назаренко.
К тому же такое решение поставит в неравные условия украинских и иностранных производителей, а значит, повлечет за собой санкции ВТО и национальных правительств. «Европейская ассоциация автопроизводителей уже приняла решение, что в случае введения подобных правил она будет требовать от своих правительств введения санкций против украинского экспорта», – заявил Артем Ткаченко, первый вице-президент «ВиДи Груп».
Порошенко комментирует лишь правительственный законопроект, считая, что тот правил ВТО не нарушает. «Согласно ему, утилизационный сбор платят все производители, а поэтому речь о дискриминации в нем не идет», – рассказал Порошенко Forbes.ua. Вопросы о депутатском проекте закона, выгодном его компании, министр предпочитает обходить стороной.
Скрытая выгода
Помимо двух украинских компаний, выгоды от нового закона получит российский бизнес. Дело в том, что закон об утилизационном сборе Украине нужен не сам по себе. Он – требование России в болезненном диалоге между Киевом и Москвой об ущемлении прав украинских производителей на российском рынке.
Платить утилизационный сбор при поставках в Россию украинские автопроизводители должны с сентября. Пытаясь добиться его отмены, тогда же, в сентябре, украинский Кабмин ввел ответную пошлину для российских производителей. Но «мелкий шантаж» не помог: Россия дала понять, что отменит сбор для украинских производителей лишь при соблюдении любопытного условия. Россияне хотят, чтобы наша страна ввела его для производителей из всех стран – чтобы затем договориться с ней о взаимной отмене сбора лишь для «своих».
Если согласиться на сценарий Москвы, то российские автопроизводители смогут ввозить в Украину свою продукцию без уплаты утилизационного сбора, в то время как украинские производители платить его будут. «Выходит, после взаимной отмены утилизационного сбора российский автопром получит преимущество в Украине не только перед иностранными поставщиками, но и перед отечественной продукцией», – объясняет Андрей Шевчишин, руководитель аналитического департамента инвестгруппы «ТАСК».
Правда, добавляет он, пока украинские автомобилепроизводители не заявляют о смене своих планов на следующий год, а значит – пока не видят серьезной угрозы. Хотя могут попасть в патовую ситуацию. Без принятия законопроектов их права ущемляют на российском рынке. После принятия и в случае взаимной отмены утилизационного сбора украинские компании смогут избавиться от дискриминации в соседней стране, но получат ее в Украине.
Вячеслав Корниенко