Украина проигрывает автомобильную войну с Россией

Когда 1 сентября Россия ввела утилизационный сбор на украинские автомобили, это привело к масштабной «торговой войне». Проблему со дня на день обещают решить. Но пока похоже, что решение будет спорным. Украинские производители смогут избавиться от дискриминации на российском рынке, но получат дискриминацию на внутреннем.

Равнее других

В конце ноября Верховная рада приняла за основу законопроект о введении экологического налога за утилизацию транспортных средств. Идея документа – внедрить сбор, аналогичный тому, что уже действует на автомобили в России. Базовая ставка сбора в Украине для легковых автомобилей будет 5500 грн., для грузовых авто, автобусов и спецтехники – 38 000 грн. Хотя это не «потолок» – итоговая сумма сбора будет зависеть от коэффициента, с которым он будет применяться к конкретной модели авто.

Но интересен документ не одним лишь размером ставок. А тем, как его принимали, и тем, кому он будет выгоден прежде всего. Ведь в тот же день парламент отклонил схожий законопроект – только авторства не депутатов, а правительства Украины. «Мы столкнулись с беспрецедентным лоббизмом, – говорит собеседник в Кабмине. – Ведь если до сих пор большинство в Раде пропускало правительственные документы «вперед», и могло лишь вносить в них поправки ко второму чтению, то теперь наш законопроект был фактически торпедирован».

Размер ставки сбора % базовой ставки грн.
Легковые авто 86-550 от 4 730 до 30 200 грн.
Грузовые авто, автобусы и спецтехника 60-290 от 22 800 до 110 200 грн.

Источник: Проект ЗУ «О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно уплаты экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств»

Причины столь редкой принципиальности депутатов – в ключевом отличии двух законопроектов: льготах, предоставляемых национальным производителям.

Дело в том, что и один, и второй законопроект при введении утилизационного сбора ставил в привилегированное положение тех автопроизводителей, у которых в Украине есть полный цикл производства – предоставлял им льготы при уплате этого сбора. Таких в нашей стране всего двое: «Богдан», принадлежащий Петру Порошенко, и «Укравто» Тариэла Васадзе.

Но льготы для этих двоих в кабминовском законопроекте были не так «обидны» остальным компаниям, как в депутатском. Ведь, согласно кабминовскому, компании платили бы сбор, как и все остальные, но получили бы право самостоятельно использовать средства от уплаченного ими сбора, чтобы создать мощности по утилизации. В то время как депутатский законопроект освобождает две компании от уплаты сбора полностью – взамен на то, что свои авто, проданные в Украине, они будут утилизировать самостоятельно.

«С кабминовским законопроектом еще можно как-то согласиться. По крайней мере, в нем утилизационный сбор уплачивают все, а значит, хотя стоимость автомобилей и вырастет, но принцип конкуренции нарушен не будет», – говорит Олег Назаренко, гендиректор Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров. Тот же документ, что прошел через Раду, по сути, вообще не затрагивает интересы «Укравто» и «Богдана». «Непонятно, как и когда они будут проводить утилизацию своей продукции. Уже сейчас можно говорить, что ничего делать они не будут и получат неконкурентное преимущество», – считает Назаренко.

К тому же такое решение поставит в неравные условия украинских и иностранных производителей, а значит, повлечет за собой санкции ВТО и национальных правительств. «Европейская ассоциация автопроизводителей уже приняла решение, что в случае введения подобных правил она будет требовать от своих правительств введения санкций против украинского экспорта», – заявил Артем Ткаченко, первый вице-президент «ВиДи Груп».

Порошенко комментирует лишь правительственный законопроект, считая, что тот правил ВТО не нарушает. «Согласно ему, утилизационный сбор платят все производители, а поэтому речь о дискриминации в нем не идет», – рассказал Порошенко Forbes.ua. Вопросы о депутатском проекте закона, выгодном его компании, министр предпочитает обходить стороной.

Скрытая выгода

Помимо двух украинских компаний, выгоды от нового закона получит российский бизнес. Дело в том, что закон об утилизационном сборе Украине нужен не сам по себе. Он – требование России в болезненном диалоге между Киевом и Москвой об ущемлении прав украинских производителей на российском рынке.

Платить утилизационный сбор при поставках в Россию украинские автопроизводители должны с сентября. Пытаясь добиться его отмены, тогда же, в сентябре, украинский Кабмин ввел ответную пошлину для российских производителей. Но «мелкий шантаж» не помог: Россия дала понять, что отменит сбор для украинских производителей лишь при соблюдении любопытного условия. Россияне хотят, чтобы наша страна ввела его для производителей из всех стран – чтобы затем договориться с ней о взаимной отмене сбора лишь для «своих».

Если согласиться на сценарий Москвы, то российские автопроизводители смогут ввозить в Украину свою продукцию без уплаты утилизационного сбора, в то время как украинские производители платить его будут. «Выходит, после взаимной отмены утилизационного сбора российский автопром получит преимущество в Украине не только перед иностранными поставщиками, но и перед отечественной продукцией», – объясняет Андрей Шевчишин, руководитель аналитического департамента инвестгруппы «ТАСК».

Правда, добавляет он, пока украинские автомобилепроизводители не заявляют о смене своих планов на следующий год, а значит – пока не видят серьезной угрозы. Хотя могут попасть в патовую ситуацию. Без принятия законопроектов их права ущемляют на российском рынке. После принятия и в случае взаимной отмены утилизационного сбора украинские компании смогут избавиться от дискриминации в соседней стране, но получат ее в Украине.

Вячеслав Корниенко

Источник: Forbes.ua
05.12.2012
#авторинок