«Нам позвонили уже больше 1,5 тыс. человек, которым понадобилась помощь с ГАИ. Водителя, например, остановили на дороге якобы за нарушение. Он уверен, что не нарушал, а как доказать свою правоту — не знает. В таких случаях на помощь приходим мы. Только на одного человека был составлен протокол, потому что он был пьян. Здесь уже ничего не поделаешь, — рассказал нам представитель одной из компаний, предоставляющей подобные услуги, Алексей. — Система такая. Человек покупает карточку, при надобности звонит по тарифу своего оператора. Первое, что мы его просим, — передать трубку сотруднику ГАИ, если он отказывается брать, тогда все вопросы, которые нужно задать, озвучиваются через водителя. Разговор считается законченным только после того, как клиент сказал: «Спасибо. Вопрос решен, все в порядке».
Мнения водителей по поводу мобильной помощи юриста неоднозначные. Некоторые хвалят, другие говорят, что слишком много подвохов. «Я купил карту на предоставление юридических услуг, заплатил 175 грн за 6 месяцев использования. И уже проверил одну из услуг — защита водителей от штрафов. Притом что нарушение с моей стороны действительно было, минут через 10 меня отпустили, потому что не было фотовидеофиксации нарушения ПДД.
«Уехал довольный как слон», — пишет на форуме autoua.net один из пользователей. Другие жалуются, что подводных камней при заказе такой услуги немало. «Вы платите деньги за услугу, лично я заплатил 90 гривен, а в нужный момент, когда вам срочно нужна юридическая помощь, по указанным номерам никто не берет трубку», — пишет пользователь Андрей. Другие советуют обращать внимание на номер, по которому придется звонить, в некоторых фирмах — звонок стоит несколько гривен за минуту. «Набрал как-то номер, какая-то девушка 5 минут расспрашивала, потом 3 минуты переключала на юриста. Он взял трубку, а у меня... закончились деньги на счету», — рассказал нам один из водителей.
Юристы говорят, что помочь водителю по телефону — вполне реально. «Эффективность зависит от квалификации консультанта, сумеет ли он во всем разобраться и дать нужный совет. В моей практике было несколько случаев, когда людям понадобилась помощь при общении с сотрудником ГАИ на дороге, и они обращались за помощью по телефону. Консультация давала результат», — говорит известный адвокат Леонид Володарский.
В ГАИ говорят, что ничего противозаконного в услуге нет, но считают, что пользы от нее никакой. «Если инспектор останавливает водителя, он четко говорит, за какое правонарушение или по какой причине, ссылаясь на нормы закона. Если человек не согласен — он не подписывает протокол. Суд решит, виноват он или нет. Нарушил — должен нести наказание, нет — нечего волноваться», — говорят в ГАИ.