Как разъяснила нам руководитель пресс-службы «Укравтодора» Елена Мех, преимущество для водителей в том, что они смогут проехать по платной дороге намного быстрее, чем по уже существующим: новые трассы пролягут в объезд населенных пунктов (где скорость движения не более 60 км/ч), а значит, станут более прямыми и скоростными: можно будет законно, чтобы не оштрафовали за превышение скорости, разогнаться до 110 км/ч. Направления выбраны там, где сейчас большое движение (например, две трассы на Крым), при этом дороги узкие (две полосы) и разбитые, из-за чего возникают постоянные тянучки. Платные же дороги должны быть минимум по 6 полос, с развязками на разных уровнях, на въезде и выезде со специальными турникетами, где можно обилетиться за проезд.
Пока идут поиски иностранных инвесторов, у наших нет таких денег (километр 6-полосной дороги стоит в среднем $3—5 млн). Расчеты показывают: трасса Новомосковск—Симферополь (450 км, цена до $2,3 млрд), по которой в сутки проезжает в обе стороны до 10 тыс. грузовых и легковых авто, окупится за 15—20 лет. По мнению зампредседателя Совета автомобилистов Украины Олега Назаренко, платные дороги выгодны прежде всего водителям современных скоростных авто и будут востребованы: «Я на днях ехал в Крым, и когда свернул с одесской трассы, начались сложности: тянучки, плохое покрытие, на котором не разгонишься. В итоге я больше сжег бензина, чем заплатил бы за проезд на скорости по хорошей трассе. А вот владельцы старых тихоходных «жигулей» наверняка будут пользоваться нынешними бесплатными дорогами».
Есть и другое мнение. Так, пенсионер Константин Бурлюк (владелец «Ниссана») считает, что надо не строить платные дороги для богатых, а расширять и ремонтировать действующие: «Когда власти поднимали цену на бензин, обещали, что на эти деньги приведут в порядок нынешние дороги, но пока об этом нет речи».
ВО ФРАНЦИИ 0,12 ЕВРО ЗА КМ
Всего в мире больше 23 млн км дорог, из них всего 140 тысяч километров — платные, причем только в 30 странах мира: в основном — это Европа. Но не Восточная. Там такие дороги не прижились, потому что местные по ним не ездят, считают, что дорого, и норовят заехать и съехать с платного участка по обочине. Платные трассы всегда строятся рядом с бесплатной дорогой, но в обход населенных пунктов. Бесплатные позволяют ехать со средней скоростью не более 60 км/ч.
А вот в Западной Европе платные дороги, по которым можно ехать 130—150 км/ч, — популярны, цена за проезд по ним меняется от 0,03 евро (Италия) до 0,12 евро (Франция) за километр. Есть они и в России: стоимость — 0,4—0,5 грн./км.