Формирование Единого экономического пространства РФ, Беларуси и Казахстана создает неравные конкурентные условия на нефтерынке Украины.
Лисичанский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ, ЧАО «ЛИНИК», Луганская обл.) может быть остановлен из-за неравных конкурентных условий на рынке с нефтепродуктами из России, Беларуси и Казахстана, подтвердили агентству «Интерфакс-Украина» в пресс-службе ООО «ТНК-ВР Коммерс» (Киев), комментируя слова исполнительного директора ТНК-ВР в Украине Феликса Лунева в анонсе статьи в еженедельнике «Зеркало недели».
«Хочу сказать с предельной откровенностью: если ситуация не изменится, то уже в первом квартале текущего года убытки остановят Лисичанский НПЗ», - сказал он. По его словам, к этому может привести начало полномасштабного функционирования Единого экономического пространства РФ, Беларуси и Казахстана, в результате чего украинские НПЗ не смогут конкурировать с импортной продукцией и будут вынуждены останавливать производство.
«В соответствии с Соглашением о формировании Единого экономического пространства все НПЗ стран-участниц Таможенного союза оказываются в условиях российских, т.е. получают нефть без пошлин», - привели агентству его слова. По его словам, преимущество белорусских НПЗ перед украинскими на корзине нефтепродуктов сегодня превышает $130 на тонне.
По мнению Ф.Лунева, в условиях неравной работы на рынке страны инвестиции в модернизацию украинских НПЗ не имеют экономической логики. Он добавил, что сложившаяся ситуация может сделать Украину в 2011 году полностью зависимой от импорта.
Как сообщалось, замминистра топлива и энергетики Игорь Кирюшин 6 декабря 2010 года заявил, что Украина рассматривает возможность установления пошлин на импортные нефтепродукты в размере менее EUR120/тонна. Однако уже через неделю ряд СМИ опубликовал датированное 8 декабря 2010 года письмо министра топлива и энергетики Юрия Бойко в адрес премьер-министра Николая Азарова, которое поддержало большинство украинских НПЗ, с предложением установить пошлины на импортные нефтепродукты независимо от направления поставки, в частности, на бензин на уровне EUR130/тонна, дизтопливо - EUR80/тонна и EUR40/тонна - на сжиженный газ. Украинские НПЗ считают, что пошлины позволят увеличить переработку нефтяного сырья и провести модернизацию производств.
Крупные сети АЗС, преимущественно импортирующие нефтепродукты, негативно высказались о возможности введения пошлин, считая, что это приведет к монополизации рынка украинскими НПЗ, а также к резкому росту цен на нефтепродукты до 10 грн/л на А-95 и до 9 грн/л на ДТ при текущем уровне мировых цен на нефть. Свою обеспокоенность возможными пошлинами в совместном письме премьер-министру Украины изложили посольства Литвы, Румынии и Польши.