Отмена техосмотра – буквально на днях вступает в силу закон Украины, которым отменен государственный технический осмотр, а также внесены другие не менее важные изменения в сферу регулирования автомобильной сферы.
С 13 августа текущего года официально вступает в силу нашумевший закон №8397 от 15.04.2011 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения избыточного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок». Самое главное изменение привнесенное данным документом – отмена техосмотра в его прежнем виде и отстранение Госавтоинспекции от этой процедуры и выдачи каких-либо документов, связанных с ней.
С отменой техосмотра вводится так называемый обязательный технический контроль транспортных средств. Эту процедуру не нужно проходить частным легковым автомобилям и прицепам к ним, мотоциклам, мопедам и мотоколяскам независимо от срока их эксплуатации, а также – легковым ТС, использующимся в коммерческих целях, грузовикам независимо от формы собственности грузоподъемностью до 3,5 тонн и прицепам к ним – со сроком эксплуатации до 2 лет.
Все остальные ТС подлежат обязательному техконтролю. Его нужно будет проходить с периодичностью:
- каждые 2 года – легковые автомобили, использующиеся в коммерческих целях, грузовики (независимо от формы собственности) грузоподъемностью до 3,5 тонн и прицепы к ним со сроком эксплуатации более 2 лет;
- ежегодно – грузовики с грузоподъемностью более 3,5 тонн, прицепы к ним и такси независимо от срока их эксплуатации;
- 2 раза в год – автобусы и ТС, перевозящие опасные грузы независимо от срока их эксплуатации.
Проведением обязательного техконтроля будут заниматься коммерческие станции диагностики. Первое время техконтроль смогут проводить субъекты предпринимательской деятельности, которые уже ранее занимались проведением технического осмотра ТС. Напомним, что с 2009 года эту процедуру параллельно с ГАИ проводили станции диагностики, получившие соответствующие лицензии.
Вместе с тем, законом №8397 предусмотрено, что субъекты предпринимательской деятельности будут иметь право еще на протяжении 1 года проводить обязательный техконтроль наравне с субъектами, уполномоченными на проведение техконтроля. То есть это положение закона предусматривает, что эти два вида субъектов – не одно и то же и диагностические станции, которые ранее получили лицензии на право проверки техсостояния ТС, должны будут повторно получить допуск к проведению данной процедуры, получившей новое юридической определение (ранее лицензии выдавались на 3 года).
На исправное ТС, подлежащее техконтролю, станции диагностики выдадут протокол проверки технического состояния, в котором указывается срок очередного прохождения техконтроля. Данный протокол проверки владельцы ТС должны будут предоставить в страховую компанию для последующего получения полиса «автогражданки». Дело в том, что вышеупомянутым законом предусмотрено – полиса обязательного страхования будут выдаваться только на исправную технику, подтверждением чего будет являться протокол проверки, выданный станцией диагностики.
На сегодняшний день большинство станций диагностики не проводят проверки техсостояния ТС и не выдают протоколы проверок, поскольку изменились требования к перечню узлов и агрегатов ТС, подлежащих проверке, а также требования к протоколу – он будет иметь иное содержание и защитную голограмму. На выполнение требований закона №8397 от 15.04.2011 года ныне Кабинетом министров Украины готовятся документы, регламентирующие порядок проведения обязательного техконтроля ТС.
Что же касается частых ТС, то согласно поправкам, внесенным в закон «О дорожном движении» их владельцам официально вменена обязанность содержать свои ТС в исправном состоянии. И они несут административную ответственность за эксплуатацию неисправной техники – штраф 340-425 грн (ст. 121 ч.1 КоАП Украины), а за повторное подобное нарушение в течении года – лишение права управления на 6-12 месяцев или административный арест на 5-10 суток.
Также хотим напомнить, что законом №8397 от 15.04.2011 года кроме талона ТО также отменены: доверенности на право управления ТС, дорожные (маршрутные листы) и документы на перевозимый груз. Требовать у водителей эти документы для проверки работники ГАИ уже не имеют права.