Чаще всего полисы попадали к жуликам из рук страховщиков: продавая ОСАГО со скидками, мошенники не перечисляли собранные средства в страховые компании, а оставляли их себе. Реже происходила банальная утеря бланков из-за халатности страховых агентов.
В итоге сведения о липовых 64 тыс. полисах не числятся сегодня в страховых реестрах и базах данных. Водители, купившие страховки у жуликов, беззаботно колесят по дорогам страны, даже не подозревая, что не находятся под защитой страховых компаний (СК в это время вносят их договоры в списки "без вести пропавших", объявляя недействительными).
Если до недавнего времени держателям поддельной "автогражданки" еще везло (они редко попадали в аварии и не обращались к страховщикам), то осенью участились случаи отказов в выплатах по утерянным полисам. "В последнее время мы получаем все больше сообщений о непризнании страховщиками заключенных от их имени договоров обязательного страхования гражданско-правовой ответственности автовладельцев", — рассказали "ДС" в Моторном бюро.
Чтобы избежать неприятностей, автомобилистам советуют покупать страховки исключительно в офисах компаний. Если же водитель все-таки решает приобрести полис "с рук", ему необходимо поинтересоваться наличием у агента договора о предоставлении посреднических услуг или доверенности страховщика. Особенная осторожность нужна при покупке полисов в "мобильных" точках продаж (на дорогах в автомобилях, передвижных павильонах) и в интернете.
Зачастую именно эти каналы продаж используют мошенники, завлекающие водителей 40–50%-ными скидками на полисы. В Моторном бюро также рекомендуют водителям освоить правила пользования центральной базой данных, доступ к которой открыт через официальный сайт МТСБУ. Она позволяет определить статус бланков, поступивших в продажу.
"Если на дату заключения соглашения с СК полис значится в базе в статусе "неиспользованный", то можно подписывать договор. Если же он относится к категориям "заключен договор", "потерянный", "испорченный" или "уничтожен", то покупать страховку на бланке с таким номером не следует", — советуют в Моторном бюро. Правда, учитывая, что многие страховщики подают информацию в базу данных с большим опозданием, даже такая проверка может не уберечь водителя от покупки фальшивой ответственности.