Смогли ли китайские авто воспользоваться украинским кризисом?

AUTO-Consulting выяснил, как изменилось положение китайских автомобилей на украинском рынке во время кризиса. Какие марки утратили популярность, а какие – повысили. Кто из китайцев собирается покинуть наш рынок, а кто – свернул сборку своих моделей.

Активное наступление китайских автомобильных брендов на украинский рынок в последние два года (2013-2014) дало свой результат. На сегодняшний день в Украине активно работает лишь 5 китайских автомобильных марок. Продажи китайских авто в 2012-м и 2013-м годах росли (по сравнению с 2011-м). И даже сегодня, во время спада продаж, сокращение спроса на китайские авто меньше, чем у рынка в целом.

В 2012-м всех вместе взятых легковых автомобилей китайского производства по данным AUTO-Consulting было продано 17304 шт. В 2013-м – 21660 шт. В 2014-м – 12854 авто. Увеличивалась и доля рынка: в 2012-м китайцы занимали 7,95% украинского рынка. В 2013-м - 10,75%. В 2014-м - 13,92%.

Можно сказать, что происходит концентрация или естественный отбор. В 2012-м в Украине присутствовало около 15 китайских марок (Bio, Brilliance, BYD, Changhe, Chery, DongFeng, FAW, Geely, Great Wall, Groz, Hafei, Lifan, Shifeng, Soueast).

В 2013-м брендов из Поднебесной стало 9 (Geely, BYD, Lifan, Jac, Great Wall, Chery, FAW, Boheng, Guancheng). В 2014-м – 8 (Geely, Great Wall, Chery, BYD, Jac, Lifan, FAW, Bio).

В то же время, как видно из перечня китайских марок, на смену выбывшим, приходят новые малоизвестные бренды. Их, скорее всего, завозят «на пробу».

Не совсем понятен вопрос с подбором китайских марок для партнерства и китайских моделей для продажи в Украине. На автосалонах в Пекине и в Шанхае, как минимум по величине стенда видно, что у нас продаются не самые крупные и не самые популярные китайские марки. А модельный ряд, который предлагается в Украине, за редкими исключениями (Geely), – это далеко не самые новые модели. Не самые прогрессивные и по технологиям, и по качеству.

Другое дело, что новейшие китайские модели могут и стоить недешево – на уровне корейских, а то и европейских авто. И они теряют свое ценовое преимущество в глазах покупателей. Ведь, не смотря на многолетнюю (уже более 10 лет) историю присутствия китайских авто в Украине, они еще не заслужили такого же доверия по качеству и долговечности, как корейцы. Не говоря уже о европейцах.

Тем не менее, директор по маркетингу Группы компаний «АИС» Сергей Боровик считает, что никто из ныне работающих сегодня в Украине китайских марок, уходить с нашего рынка не собирается. Естественный отбор уже произошел.

Единственный бренд, который по данным AUTO-Consulting сворачивает свою работу в Украине – Lifan. Хотя, кроссовер Lifan X60 выглядел неплохим автомобилем (во всяком случае снаружи). А Lifan 320 привлекал тех, у кого не хватало денег на оригинальный MINI.

Еще одно из достижений китайцев в последние годы – лидерство по продажам. Причем, не только в своем сегменте, а и в целом по рынку. В 2014-м впервые в истории присутствия китайских авто в Украине, марка Geely по данным AUTO-Consulting возглавляла рейтинг продаж целых три месяца. А по итогам года стала второй.

Кроме того, в 2012-м официально произошел исторический перелом, когда продажи китайских авто обогнали в Украине российские модели. Собственно, данная ситуация назревала давно, но официально случилась в 2012 г. Тогда на фоне некоторых китайских авто, российские ВАЗы стали выглядеть и морально, и технически устаревшими. И при худшей комплектации предлагались дороже. А ведь еще в 2007-м продажи ВАЗов почти на 100 000 штук (!) опережали объемы продаж всех вместе взятых китайцев. По данным AUTO-Consulting, в 2014-м российских авто продавалось уже почти в 6 раз меньше, чем китайских. Хотя эксперты прогнозировали такой исход еще давно. АвтоВАЗ полностью проиграл конкурентную борьбу китайским производителям на украинском рынке.

Кризис в экономике страны внес свои коррективы в победное шествие китайского автопрома в Украине. На данный момент приостановлены все сборочные линии китайских марок в Украине. Модели Geely, Chery, JAC и Great Wall сегодня импортируются.

В Украине за последние два года (2012 и 2014 гг) изменились не только лидеры продаж среди китайских брендов. Но и ценовая политика отдельных китайских марок, которые теперь сложно назвать доступными.

И это практически напрямую отразилось на объемах продаж. Судя по всему, приучить украинцев к тому, что китайский автомобиль может быть недешевым, пока не удалось. По этой причине провалились все попытки продавать в Украине «китайский премиум». Желающих – не оказалось.

Сегодня список лидеров продаж возглавляет Geely, а на втором месте, с почти 10-кратным отрывом по объемам идет Great Wall. Третий BYD, четвертый Chery либо Jac. Эта «пятерка» и формирует рынок.

Не радует пока и перепродажная стоимость китайских авто на вторичном рынке. Что тоже сдерживает потенциальных покупателей отдавать за китайцев деньги, сопоставимые с корейцами. Ведь даже, как вложение гривен, чтобы уберечь их от инфляции, китайские автомобили не вполне подходят. Когда видишь китайские авто даже не 10-летней (а меньше) давности, становится понятно, как неважно они выглядят. И хотя сегодня на рынке уже модели качественно новых поколений китайского автопрома, ржавые старожилы экзотических марок из первых завозов, бросают на них тень.

Китайский автомобильный вопрос в Украине сегодня состоит в том: будут ли наши граждане брать китайцев по тем гривневым ценам, за которые еще год назад просили за немецкие и японские авто? И кто станет основным конкурентом китайцев, после их победы над российскими авто? В нынешней ситуации это вполне могут быть совсем не корейские машины, как любят говорить китайские импортеры. Их начинают теснить иранские и узбекские авто. Конкурировать им приходится и с европейскими авто. Только не новыми, а подержанными. И судя по рыночной доле в 13% суммарно у всех китайских брендов, которую сегодня с легкостью достигает то Toyota, то Nissan, им уже не просто так «сдаются» покупатели.

Источник: АвтоКонсалтинг
04.02.2015
#авторинок#китай