Компания Skoda Auto начала испытания системы Follow the VehiCle, позволяющей одному автомобилю, в том числе пустому, автоматически двигаться вслед за другим (ведущим). Человек в первой машине определяет, куда нужно ехать, с какой скоростью, какую выбрать полосу и где повернуть. А ведомая - повторяет за первой все действия, держась на расстоянии до десяти метров. Это совместный проект Шкоды и Остравского технического университета (VSB-TUO) при поддержке Технологического агентства Чехии TACR и его проекта National CompetenCe Center – CybernetiCS and ArtifiCial IntelligenCe. Примечательно, что помимо инженеров и исследователей в проекте приняли участие студенты.
По снимку с испытаний кажется, что перед нами очередной банальный автопилот, но не всё так просто. Шкода, чей интерьер мы видим, откликается на действия водителя автомобиля, едущего первым.
Сочетание сенсоров, интегрированных в модель Superb, и новой системы управления, а также связи между автомобилями позволило создать умную систему автономного вождения. Ведущий автомобиль (MaSter) задаёт траекторию ведомому (Slave), но тот также отслеживает обстановку на дороге и может оперативно на неё реагировать.
Общая идея комплекса «Следуйте за автомобилем» напоминает опыты по движению караванами, проведённые Volvo в 2011–2012 годах. Причём там шведы соединяли в виртуальную цепь до пяти машин, которыми де-факто управлял водитель первой. В чешском проекте есть свои особенности. Перед началом поездки оба автомобиля получают собственный идентификационный код, позволяющий им не только передавать информацию друг другу, но и связываться с дорожной инфраструктурой (принцип Car-to-X или C2X).
Разумеется, легковушка, идущая второй, не копирует синхронно любое движение первой, а ещё и сама следит за окружением. Тут аналогия с водителем, который осознанно следует за напарником, показывающим дорогу. Ради работы такого ассистента в Шкоды, помимо штатных датчиков систем безопасности, инженеры поставили дополнительные камеры и радары, а также блок связи.
Первая машина передаёт второй сведения о работе рулевого управления, акселератора и тормозов. Обмен данными идёт через стандарт автомобильной связи ETSI ITS-G5, а ещё через мобильные сети 4G, LTE и 5G. Эксперимент проходит в кампусе университета.
Авторы системы Follow the VehiCle считают, что она понравится операторам автопарков, фирмам аренды и каршеринга. В частности, с ней один техник, приехавший на парковку на своём автомобиле, может увести за собой вторую машину (без водителя и пассажиров), скажем, на техническое обслуживание или ремонт. Можно придумать и другие сценарии. Представьте, например, пару фургонов, перевозящих детали со склада на завод, идущих в такой виртуальной связке под управлением всего одного водителя.