Согласно проекту закона, этот сбор будут обязаны выплачивать все импортеры автомобилей в Россию. Ранее предлагалось освободить от этой обязанности компании, располагающие товаропроводящей сетью или договорами с дилерами не менее чем в 40 субъектах РФ и правами на торговую марку автомобиля.
Зарубежные компании, производящие автомобили в России, будут освобождены от уплаты сбора, но это касается только полностью локализованных моделей машин. За импортируемые модели придется платить.
По расчетам Минпромторга и Минэкономики, сообщает издание, для новых легковых машин сбор составит от 20 до 45 тысяч рублей (в зависимости от объема двигателя). Для грузовиков эта цифра достигнет 150-400 тысяч рублей и будет зависеть от тоннажа.
Подержанные автомобили получат повышающие коэффициенты. В апреле Минпромторг предлагал установить ставки на старые легковые машины в диапазоне 40-600 тысяч рублей. Для подержанных среднетоннажных грузовиков сбор может достигнуть 700 тысяч рублей, для тягачей – 900 тысяч рублей, а для тяжелых грузовиков – 1,5 миллиона рублей.
Опрошенные «Коммерсантом» дилеры утверждают, что утилизационный сбор не является угрозой автомобильному рынку страны, поскольку популярные модели уже полностью локализованы, а покупатели в премиальном сегменте не почувствуют подорожания на 20-45 тысяч рублей.
Специалисты считают, что компании BMW, Nissan и Renault могут оказаться в выигрышном положении, поскольку они планируют запустить производство машин из более дорогих сегментов в России.
По мнению экспертов, утилизационный сбор больше всего ударит по импорту китайских автомобилей и по рынку подержанных иномарок. Пока не известно, смогут ли китайские компании дать гарантии последующей утилизации хотя бы на те машины, которые производятся в России на заводах в Черкесске и Таганроге.
По мнению источников «Коммерсанта», другие страны – члены ВТО еще могут опротестовать вводимые Россией протекционистские меры.
Утилизационный сбор разработан Минпромторгом и призван помочь российским производителям конкурировать с зарубежными фирмами, продукция которых подешевеет за счет вступления России в ВТО. Покупатель будет освобожден от уплаты сбора, если производитель сможет гарантировать, что утилизирует машину сам.
Партнеры России по Таможенному союзу Белоруссия и Казахстан также поддержали введение утилизационного сбора, но со своей стороны пока не приняли никаких законодательных мер.