Глава государства подал на рассмотрение парламента законопроект N11122, предусматривающий усовершенствование налогообложения при отчуждении транспортных средств, а также упрощение механизмов при регистрации и передаче права собственности на движимое имущество. Изменения в Налоговый кодекс содержат новые механизмы определения стоимости транспортных средств для налогообложения доходов физлиц. Доход от продажи легкового автомобиля, мотоцикла или мопеда будет определяться двумя методами по выбору плательщика — не ниже оценочной стоимости, как сейчас, или не менее среднерыночной цены транспортного средства. Среднюю стоимость по рынку будут ежеквартально определять в Минэкономразвития и торговли с учетом года выпуска, пробега и анализа фактических цен продажи соответствующего движимого имущества. Эти данные в обязательном порядке будут публиковаться на сайте министерства. Ставка НДФЛ останется действующей — 1% при продаже не чаще одного раза в год и 5% при реализации второго и следующих объектов имущества.
По словам руководителя отдела продаж легковых автомобилей Volkswagen компании "Порше Украина" Сергея Носенко, практика занижения оценочной стоимости станет практически невозможной. "Как при растаможивании автомобилей есть индикативные минимальные цены, ниже которых ввезти транспортные средства невозможно, так и при наличии минимальных рыночных цен продавать их по заниженной стоимости не получится",— говорит он. При этом господин Носенко отмечает, что данные министерства о среднерыночной стоимости будут не совсем объективными, так как не учитывают множества нюансов, например попадал ли автомобиль в аварию. При наличии такого фактора его стоимость снижается на 20-70% в зависимости от серьезности повреждений. "То есть потребителю придется побегать и доказать факт происшествия, чтобы снизить цену",— прогнозирует господин Носенко. Гендиректор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко, принимавший участие в разработке законопроекта, добавляет, что на этапе утверждения Кабмином порядка определения среднерыночных цен может появиться норма о применении усредненного показателя, чтобы, в частности, не оценивать степень аварийности машины.
Значительные изменения с принятием законопроекта ожидаются на вторичном автомобильном рынке. Глава государства настаивает на отмене сбора на общеобязательное государственное пенсионное страхование при перерегистрации транспортных средств. Сбор в Пенсионный фонд (ПФ) будет взыскиваться только при первичной регистрации, кроме того, его ставка будет дифференцированной — 3% придется уплатить трудоспособным гражданам за автомобиль стоимостью до 165 прожиточных минимумов (ПМ; сейчас эта сумма составляет 81,83 тыс. грн), 4% — до 290 ПМ (319,58 тыс. грн) и 5% — более 290 ПМ.
Сейчас применяется единая ставка — 3% от объекта налогообложения. "Это несущественное повышение. Если люди имеют возможность купить новую машину, то смогут заплатить и сбор. Но если еще для дорогих автомобилей будет принят налог на роскошь, то пойдет контрабанда. Мы будем убеждать, что этого делать нельзя",— говорит Олег Назаренко. Напомним, в рамках национального плана действий по внедрению программы экономических реформ на 2012 год Виктор Янукович настаивал на полной отмене сбора в ПФ при регистрации транспортных средств.
Кроме того, законопроект предусматривает существенное снижение ставки госпошлины при нотариальном заверении договоров отчуждения движимого имущества в пользу детей, одного из супругов, родителей с 1% от суммы договора (не ниже действительной стоимости транспортного средства) до одного не облагаемого налогом минимума (НМ; 17 грн) и с 5% до 5 НМ (85 грн) для остальных лиц. В администрации президента считают, что действующая сейчас дорогая и сложная процедура регистрации и отчуждения движимого имущества стимулирует продавцов автомобилей к оформлениям продаж через процедуру выдачи генеральной доверенности или передачи техпаспорта новому владельцу. "Получение справки об оценочной стоимости, уплата 5-процентной пошлины плюс оплата нотариальных услуг привели к тому, что процедурой отчуждения никто не пользуется. Легче обратиться к торговцам на авторынках, которые за 1 тыс. грн делают справку-счет, с которой покупатель может идти в ГАИ, или выдать генеральную доверенность",— поясняет господин Назаренко. В результате принятия законопроекта эти схемы окажутся невыгодными — организованный рынок вторичных продаж станет дешевле, и покупатель будет иметь право собственности на транспортное средство. В случае с генеральной доверенностью о правах на автомобиль могли заявить наследники продавца в случае смерти последнего.