Харьковчанин Илья Волошин пользуется такси несколько раз в неделю, его компания заключила договор с одной из служб такси города. Однако качество услуги, жалуется парень, зачастую оставляет желать лучшего. «Недавно вызывал машину на Немышлю, оператор попросил подождать 15 минут, — рассказывает Илья. — Вышел на 5 минут раньше, авто уже стояло внизу. Я закурил и решил предупредить водителя, чтобы он никуда не уезжал. На что таксист попросил меня поторопиться, мол, он очень спешит. Уже в машине он пояснил, что извоз — не основная его работа, рацию он включил случайно, но сейчас должен ехать по делам».
Основной задачей Ассоциации будет как раз борьба с недобросовестными перевозчиками, ведь сейчас в городе числится больше сотни служб такси, причем подзаработать на дорогу выходят пожарные и даже учителя. Главный бич легальный таксистов — техническое состояние авто:
если «грачи» самостоятельно следят за исправностью, машины, то в Ассоциации это будут делать профессиональные механики, которые не выпустят на линию неисправную машину. По плану всех извозчиков переведут на легальные доходы.
ЦЕНЫ. В Ассоциации не скрывают: стоимость проезда у извозчиков «в законе» будет выше, чем у нелегалов: за «минималку» предстоит отдать от 20 до 30 грн (во многих службах минимальный предел стартует от 19 грн, но не превышает 26 грн), а стоимость каждого последующего километра обойдется около 3 грн (максимум в одной из самых дорогих служб города — 2,5 грн).
«Все службы такси в борьбе за свой сегмент на рынке демпингуют цены. При этом большинство из них не беспокоятся о том, какая машина перевозит пассажиров, какое психологическое состояние водителя. Они ставят низкие цены, но никак не контролируют предоставление услуги», – заверила Кравчук.
По словам директора КП «Харьковпасс» Максима Мусеева, сейчас в городе уже создано две стоянки для легальных такси на Холодной горе, а в ближайшее время их количество увеличится до ста. «Для Украины это уникальный проект. Мы будем привлекать средства городского бюджета и деньги частных инвесторов», — заверил Мусеев.
Сами же извозчики от идеи создания подобных стоянок не в восторге. «Я могу за весь день всего два раза тронуться с места, потому что заказов мизер, а люди редко ловят машину в этом месте, — рассказывает таксист Виталий, который работает на легальной холодногорской стоянке. — Нас тут стоит около 20 машин. Но стоять здесь крайне невыгодно».
Водители уверены: реформа приурочена к предстоящему футбольному чемпионату. «Сейчас в Харькове около 50 тысяч таксистов, к Евро-2012 их должно остаться не больше 15 тысяч, — говорит Виталий. — Кто и как будет их выбирать — неизвестно. Но уже сейчас можно прогнозировать, что к Евро цены на такси значительно вырастут».
СОЗДАДУТ УСЛОВИЯ
Чтобы попасть в число легальных перевозчиков, харьковским службам придется заплатить денежный взнос, однако его размер не оглашают. Взамен они смогут рассчитывать на юридическую консультацию и помощь в получении лицензии, а также ремонт авто на спецпредприятии.