Законопроект "О перевозках такси и заказных перевозках", зарегистрированный в Раде народным депутатом Олегом Шевчуком ("БЮТ-Батькивщина"), регламентирует работу такси и диспетчерских служб. Это не первая попытка властей легализовать рынок. Напомним, весной Министерство транспорта и инфраструктуры подготовило законопроект, разрешающий таксистам работать только при наличии сертификата профессиональной компетенции на автомобилях, оснащенных счетчиками (см. "Ъ" от 27 марта). Законопроект не прошел согласование в Кабинете министров, и в августе была создана рабочая группа по его доработке.
Как сообщил "Ъ" участник рабочей группы, член правления Украинской таксомоторной ассоциации Андрей Антонюк, законопроект господина Шевчука одобрен лишь частью рабочей группы и не согласован с Министерством инфраструктуры. Документ предполагает, что водитель такси должен иметь разрешение на этот вид перевозок, а также специальный аттестат. Предлагается, чтобы такие разрешения сроком на пять лет выдавали местные органы исполнительной власти, а их стоимость планируют сделать дифференцированной: для Киева — не более двух минимальных зарплат (1118 грн по состоянию на 1 октября), а для областных центров — не более полутора. "В областных центрах станут создавать советы перевозчиков, которые по договоренности с местными властями будут устанавливать тарифы. Например, для Киева рентабельной является стоимость посадки 15 грн и проезд по цене 4-5 грн/км. Для небольших городов стоимость может составлять 3 грн/км без стоимости посадки. Количество транспортных средств будет определяться по договоренности с перевозчиками. В столице, например, рынок перенасыщен — из 20 тыс. такси только 1 тыс. работают легально",— отметил господин Антонюк. По словам Олега Шевчука, для Киева оптимальным количеством является 15 тыс. такси.
В техпаспорт также предлагается вносить отметку "такси", что потребует перерегистрацию в МРЭО. "На протяжении полугода со времени вступления закона в силу предусматривается упрощенный порядок регистрации по сниженной цене",— уточнил "Ъ" господин Шевчук. По словам Андрея Антонюка, водителям потребуется заплатить лишь около 150 грн за номера и 60 грн — за техпаспорт". Помимо прочего, машины следует оснастить красно-зеленым маячком для обозначения "занято/свободно" и таксометром. Господин Антонюк пояснил, что отдельная аттестация водителей такси необходима, чтобы защитить пассажиров от некачественных услуг: "Ее порядок будет определять Минтранс. Как минимум, человек должен иметь трехлетний опыт вождения". Отдельную аккредитацию предполагается ввести и для диспетчерских служб. Ее стоимость предложено установить на уровне пяти минимальных зарплат для Киева и трех — для областных центров. "Сейчас в столице работают более 400 диспетчерских служб, 80% из которых действуют нелегально",— добавил Андрей Антонюк.
Вместе с тем член рабочей группы при Минтрансе, председатель профсоюза таксистов Василий Попик заявил, что принятие законопроекта Олега Шевчука приведет к монополизации рынка и повышению цен на перевозки: "Законопроект увеличивает количество разрешительных документов, вводит перерегистрацию автомобилей в МРЭО, что повлечет за собой коррупцию. При помощи этого документа крупные транспортные структуры, занимающие сейчас 5% рынка, хотят вытеснить мелких перевозчиков". Господин Попик рассказал, что профсоюз таксистов готовит свой вариант законопроекта. Кроме того, аналогичный документ разрабатывается в Мининфраструктуры. "Мы готовим проект закона, который позволит сбалансировать рынок перевозок. В нем будут учтены пожелания общественности и бизнеса",— заверил "Ъ" глава департамента автомобильного транспорта Мининфраструктуры Дмитрий Петухов.