В сезон смены шин у автовладельцев возникает немало вопросов, связанных с переобуванием машины. Предлагаем ознакомиться с некоторыми тонкостями этого процесса.
Обкатка шин
Мы привыкли, что нужно обкатывать новый автомобиль, тормозные колодки и диски, двигатели и агрегаты трансмиссии после капремонта, а также шипованные шины, чтобы шипы приняли правильное положение. Но об обкатке летних шин не упоминается. В какой-то степени это действительно правильно, но при условии, что вы приобрели шины, которые изготовлены относительно недавно – возрастом до года. Однако у нас в продаже не редкость и такие, которые пролежали на складах несколько лет. Эти шины как раз и нуждаются в обкатке, так как наружный тонкий слой резины протектора за это время мог потерять эластичность, а значит, его свойства цепляться за поверхность асфальта ухудшились. Однако после пробега в 1000–1500 км этот слой изнашивается, и первоначальные свойства резины протектора восстанавливаются. Оговаривая обкатку шин, залежавшихся на складах, следует подчеркнуть, что речь идет о продукции, хранившейся в нормальных условиях – без воздействия прямых солнечных лучей, при нормальной влажности воздуха и умеренной температуре (15–25°С). Если же шины находились на улице, под лучами палящего летнего солнца, обкатка может не вернуть им сцепные свойства.
Остаточная «безопасная» глубина рисунка протектора летней шины – более 3 мм. Если меньше – возможны проблемы в дождь.
Второй комплект дисков
Чем ближе сезон переобувания, тем чаще автовладельцы задумываются о том, что удобнее обзавестись вторым комплектом дисков, что позволяет уменьшить траты времени и средств. Есть в этом еще одно преимущество – бортовое кольцо шин не подвергается лишним растяжениям во время демонтажа и монтажа, а значит, они будут лучше сидеть на диске и дольше служить. Если же вы приобрели новый комплект дисков и установили на него новые шины, очень важно, чтобы в первые недели эксплуатации давление в них было в норме, а езда по возможности исключала резкие маневры. Специалистами по ремонту шин отмечены случаи, когда колеса просто «разувались», т. е. шина сползала с посадочной поверхности диска, теряя давление полностью.
Балансировка колес и рихтовка дисков
Те, у кого уже имеется два комплекта дисков, должны помнить, что перед сменой колес желательно проверить в них давление и отбалансировать. После этого на переднюю ось нужно установить колеса с более глубоким рисунком протектора для компенсации неравномерного износа на передней и задней осях.
Перед установкой летних шин следует обязательно проверить геометрию дисков на предмет радиального биения. Наши зимние дороги не радуют качеством, и вероятность погнуть диск достаточно велика. Если перед установкой летних шин диски не проверить и при необходимости не отрихтовать на специальном станке, то никакая балансировка не решит проблему вибраций.
За зиму отдельные детали ходовой могут износиться и издавать посторонние шумы и вибрации, которые сильнее проявляются на тихих и более жестких летних шинах. И если устанавливаемые летние колеса не отбалансированы, то все возможные неполадки вы будете в первую очередь связывать именно с этим. Однако после балансировки колес убедитесь, что источник проблем иной – например, подшипники ступиц, тормозные диски или ШРУСы.
Шины для фургонов
Автомобили этого класса (например, Mercedes Vito), как правило, массивнее легковушек, поэтому в условиях наших разбитых дорог для них желательно брать шины с повышенным индексом грузоподъемности или с маркировкой XL, у которых этот индекс также больше. Тем же, кто постоянно использует свой вен в качестве грузовика, можно посоветовать установить шины с маркировкой С, которая информирует о том, что они предназначены для коммерческого легкогрузового транспорта.
Низкопрофильные шины
Любителям низкопрофильных шин желательно отдать предпочтение усиленным, с маркировкой XL или с отбортовкой на боковине, которая предохраняет диск от повреждения и снижает вероятность пореза.
Восстановленные шины
Внимательно следует относиться и к установке шин, ремонтировавшихся при боковых проколах. Довольно часто у нас не соблюдают технологию ремонта таких повреждений, и в результате полежавшая шина может потерять герметичность из-за отклеивающейся заплатки.
Покупка
Определившись с маркой и моделью шины, отправляемся за покупкой. Во время этой процедуры обращаем внимание на дату производства шины (зачем – смотри выше) и оговариваем возможность обмена покрышки в случае большого дисбаланса или нарушенной геометрии.