2013 год ознаменовался для украинского автомобильного рынка не только введением спецпошлин и утилизационного сбора, но и стартом нескольких интересных и перспективных проектов. Один из них – начало сотрудничества корпорации «Богдан» и китайской компании JAC. Причем, сотрудничество это развивается не по принципу простого импорта, а значительно глубже. 7 декабря в Черкассах стартовало производство седана JAC J5 с уровнем локализации в 51%, а в скором времени на конвейер встанет еще несколько моделей. Более того, корпорация «Богдан» получила право продавать собранные в Украине автомобили не только внутри страны, но и за ее пределами. О перспективах сотрудничества двух компаний рассказывает президент корпорации «Богдан» Олег Свинарчук, ответивший на вопросы многочисленных журналистов во время официальной церемонии запуска производства седана J5.
Чем сотрудничество с компанией JAC отличается от сотрудничества корпорации «Богдан» с другими автопроизводителями?
Олег Свинарчук: Действительно, мы работали и продолжаем работать с другими производителями, в том числе с Hyundai, но, к сожалению, условия договоров не позволяют нам выходить на третьи рынки, то есть мы имеем право продавать автомобили только в Украине. В то же время, договор с JAC позволяет нам осуществлять экспорт автомобилей, что очень важно, поскольку размеры украинского рынка достаточно малы. У нас переизбыток мощностей. Поэтому на сотрудничество с JAC мы возлагаем большие надежды. В первую очередь, мы хотим добиться как можно большей локализации производства для удешевления и процесса, и конечной стоимости автомобилей. Думаю, у нас все получится. Наши партнеры оценили качество тех автомобилей, которые мы производим, они соответствуют высоким стандартам, что, в свою очередь, поможет нам в экспорте. Мы сможем получить дополнительную валютную выручку и увеличить количество рабочих мест.
Если можно, расскажите более детально о том, какие цели и задачи корпорация «Богдан» ставит перед собой на ближайшее время в контексте сотрудничества с JAC?
Олег Свинарчук: В следующем году мы планируем произвести порядка пяти тысяч автомобилей JACJ5. Но это лишь начало. В ближайшие полтора-два года мы планируем расширить количество выпускаемых моделей. Добавится еще три, и, когда это произойдет, мы должны выйти на объем в 30.000 автомобилей JAC в год. Произойти это должно до конца 2015 или начала 2016 года, хотя все будет зависеть от того, как будет вести себя рынок.
Какой автомобиль JAC встанет на конвейер в Черкассах следующим и когда это произойдет?
Олег Свинарчук: Следующий автомобиль JAC, который мы будем производить – это внедорожник S5. Я думаю, мы будем готовы через три-четыре месяца.
Вы говорите о локализации производства J5 на уровне 51%. Что для этого автомобиля уже сейчас производится в Украине?
Олег Свинарчук: Сегодня мы можем использовать резино-технические изделия, колесные диски, аккумуляторные батареи. В ближайшей перспективе, в течение полугода, будет локализован салон. В принципе, наше с JAC желание в том, чтобы организовать здесь и штамповку, и даже производство силовых установок.
В какие страны планируется экспортировать автомобили JAC?
Олег Свинарчук: В первую очередь, в страны СНГ. Конечно, нам хотелось бы экспортировать их и в Европу, но, даже с учетом того, что наша продукция соответствует нормам Евро-5, нужно учитывать, что на европейском рынке очень высокая конкуренция. Чтобы выходить туда, нужно вкладывать большие деньги в продвижение. Это целая стратегия. Если ее реализовать - все возможно. Технически никаких ограничений нет.
Поможет ли продажам JAC в Украине утилизационный сбор?
Олег Свинарчук: Я считаю, что утилизационный сбор должны платить все. Единственное, как это сделано во многих странах, если предприятие имеет мощности, имеет производственную программу, то есть не просто прикручивает колеса, а имеет достаточный уровень локализации, то эти деньги, уплаченные в виде утилизационного сбора, могут быть использованы на развитие производства. Такой вариант стимулирует все процессы. В Законе о стимулирования автомобильного транспорта были заложены позиции об освобождении от НДС, от налога на прибыль и прочее, и это позволило развивать в Украине достаточно большое количество проектов. Практически во всех странах такие высокотехнологичные проекты стимулируются и поддерживаются законами.
Еще раз хочу подчеркнуть, что одному рабочему на заводе этот проект позволит привлечь до 10 смежных производств. Таким образом, будет расти загруженность и снижаться уровень безработицы, который сегодня и в Черкассах, и во всей Украине, является проблемой злободневной.
Поможет ли сотрудничество «Богдан» и JAC улучшить социальную ситуацию в Черкассах и Украине в целом? Имеются в виду рабочие места, заработные платы…
Олег Свинарчук: Мы планируем, что за два года с полутора тысяч сотрудников, которые сегодня работают на заводе, их количество должно увеличиться как минимум в два, а то и два с половиной раза. Что касается заработных плат, то тут я должен вернуться к тому, что качество нашей продукции соответствует высоким стандартам и полностью удовлетворяет наших партнеров и рынок. Я считаю, что зарплаты должны расти, но, к сожалению, есть одна проблема – недостаточная загруженность предприятия. Запуск в производство JACJ5 и расширение модельного ряда позволит нам увеличить загрузку, уменьшить убытки и выйти на прибыльный уровень, который позволит увеличивать заработную плату. Уровень рентабельности завода в Черкассах – 50.000 автомобилей в год. Когда мы превысим этот показатель, сможем говорить о повышении зарплат более конкретно.
Корреспондент InfoCa.ua прошелся с экскурсией по цехам черкасского завода, где началась сборка JACJ5. Репортаж готовится к публикации. Следите за разделом «Статьи».