Как известно, если есть спрос, будет и предложение. Полки автомагазинов и прилавки на рынках и АЗС сейчас завалены всевозможными товарами на любой вкус и кошелек. Увы, многие из них не соответствуют заявленному качеству — это и неприятно, и опасно. «Сегодня» выяснила, как избежать покупки брака и подделок.
ТОВАРЫ ДЛЯ ОБЗОРА
«Дворники». При низком качестве очистить стекло неспособны
Одна из главных задач водителя — смотреть на дорогу. Эта простая задача с началом зимы становится очень сложной. Дождь, снегопад, грязь и туман в сочетании с плохим освещением улиц могут привести к тому, что водитель, например, не увидит пешехода или неправильно оценит расстояние до впереди идущего транспортного средства.
Залог хорошего обзора — эффективные «дворники». Разбег цен на эту продукцию впечатляет — от 40—200 (на ВАЗ/ЗАЗ) до 200—1000 грн (иномарки премиум-класса). Внешне и по размерам они одинаковы, но разница заключается в материалах и качестве изготовления. То есть чем выше цена, тем лучше стеклоочиститель прилегает к стеклу, тем выше качество резинового лезвия.
Для эксперимента мы приобрели комплект за 40 грн на «Ланос» — вместо того, чтобы чистить стекло от грязи, дешевые «дворники» ее только размазывали, причем с сильным скрипом.
При выборе дворников возьмите их в руки и попробуйте пошатать — признаком подделки является сильный люфт. Посмотрите на качество крепления — резина не должна отслаиваться и выступать за корпус.
ЖИДКОСТЬ ДЛЯ ОМЫВАТЕЛЯ
Зимой нередко затраты на нее сравнимы с расходами на топливо — если на улице грязь и слякоть, то «пшикать» на стекло нужно постоянно. Естественное желание — сэкономить и купить подешевле. Мы попробовали купить в супермаркете самую дешевую жидкость — 40 грн. за 5-литровую канистру концентрата «-15». Но после того, как мы ее залили в бачок, выяснилось, что пользоваться такой незамерзайкой невозможно — в нос ударил концентрированный тошнотворный запах сельского самогона. Точный состав этого продукта химпрома выяснить не удалось, но есть подозрение, что в бутылку залили отходы со спиртзавода. Либо в канистре находится метанол, вдыхание кторого может привести к отравлению (головная боль, общая слабость, недомогание, озноб, тошнота). Да, эта жидкость не замерзает, но от вдыхания этой жидкости становится плохо уже через 5 минут. Подделка упакована в ПЭТ-банке (баклажке), а цвет — светло-синий. Важный фактор — если в прошлые года в сетевых супермаркетах такого рода яд не продавали, то в этом году мы нашли товар этого производителя в 5 крупных магазинах. В составе на этикетке написано: спирт этиловый, ПАВ, вода. Сами понимаете, что 8 грн литр водки стоить не может...
Чтобы выбрать хороший омыватель, внимательно посмотрите на этикетку. Можно покупать жидкость лишь в том случае, если она состоит из изопропила либо биоэтанола.
Изопропил отличается резким запахом, но напоминающим не самогон, а ацетон. Это вещество тоже ядовитое, но отравиться им можно, только если принимать внутрь. Цена такой незамерзайки — от 15 грн. за литр концентрата «-20». В более дорогой товар (от 20 грн.) с целью хоть частично перебить запах добавляют ароматизаторы и отдушки.
Самая дорогая продукция (в основном, производства ЕС) — стоит порядка 30 грн. за литр — изготовлена на основе биоэтанола. Это тот же самый пищевой спирт, смешанный с ПАВ. Соответственно, особой опасности для организма такая жидкость не представляет. Однако с такой ценой в бачок можно лить водку с примесью геля для мытья посуды — не замерзнет до -30 градусов. Но если цена существенно ниже, чем указанные нами, от такой покупки лучше воздержаться.
НЮАНСЫ ВЫБОРА РЕЗИНЫ
Совет. На шиномонтаже лучше шины не брать. Фото: Г. Салай
Зимние шины — залог безопасного вождения при минусовой температуре. И хотя многие автомобилисты уже переобулись, сделать это успели далеко не все. Во всяком случае, сезон очередей на шиномонтажных мастерских уже начался. Именно в этот период у автомобилиста появляется риск купить вместо комплекта качественных шин опасную поделку.
Дело в том, что испортить шины во время хранения довольно легко: если их навалить друг на друга, геометрия колеса изменится. Кривую шину, увы, отбалансировать невозможно. Естественно, такие шины не выбрасывают сразу, а пытаются продать через шиномонтажные мастерские. Мастер за процент от продаж «не замечает» неровностей и все равно ставит ее на авто клиента, предварительно исправив дисбаланс с помощью грузиков. Однако через 2—3 дня дисбаланс доходит до того, что автомобиль тянет в сторону.
Доказать что-либо сложно: в ответ на претензии мастера говорят клиенту, что нужно отрегулировать «развал». Чтобы не попасть, всегда покупайте колеса в одном месте, а устанавливайте их в другом.
ОСТОРОЖНО, ЭЛЕКТРИКА!
Перед наступлением сильных холодов рекомендуется проверить состояние электрики. Ведь, как известно, любое отклонение от нормы может привести к тому, что двигатель не запустится.
АКБ. Популярный совет от мастеров на СТО — заменить старую (после 3—4-х лет эксплуатации) аккумуляторную батарею (АКБ) на новую, даже если она работает вполне нормально. В результате, пытаясь обеспечить себе гарантированный запуск двигателя при зимних морозах, владелец обнаруживает, что машина не заводится даже при пяти градусах ниже нуля. А на СТО долго не могут понять, в чем проблема, проверяя по очереди бензонасос, форсунки, свечи, провода, поскольку АКБ новая, ее не подозревают. А зря. Дело в том, что сейчас на рынке появилось множество поддельных АКБ китайско-турецкого производства по цене 250—300 грн, тогда как цена на качественную АКБ стартует с 450 грн. Секрет дешевизны прост — аккумулятор просто бракованный. Знакомый электрик показывал мне результаты вскрытия нескольких дешевых АБК: в половине случаев недолит электролит, а в каждой третьей батарее не хватает банок. Естественно, при отрицательной температуре воздуха прокрутить стартер такой аккумулятор не в состоянии.
ПРОВОДА. Их низкое качество может привести к трагедии. Плохая изоляция приводит к пробою искры. Поскольку рядом находится двигатель, наполненный бензином и маслом, существует риск пожара под капотом. Чтобы себя обезопасить, лучше покупать оригинал на фирменной СТО с гарантией.
ОСОБО ОПАСНЫЕ КОВРИКИ
Обжечься можно даже при покупке такого простого товара, как резиновые коврики. Обычно их покупают, исходя из дизайна, предпочитая выбрать наиболее дешевый вариант. Однако дешевые коврики производятся из некачественного токсического материала — через 2—3 недели езды (либо раньше) у водителя может начаться недомогание, болеть голова. Я даже знаю случаи, когда, надышавшись ядовитых испарений, водители попадали в больницу, а врачи не сразу могли понять причину и поставить диагноз.
Чтобы не купить ядовитые коврики, их нужно понюхать — какого-либо запаха на хорошем товаре нет вообще (либо есть, но чтобы его учуять, нужно принюхиваться). Вредные же изделия пахнут фенольными смолами, либо сочетанием резины, силики, ацетона и других подобных химических веществ.
Цена хорошего комплекта стартует с 400 грн, а ядовитые коврики продают по 150—200 грн.