План на 15 лет: как Украина будет поддерживать электромобилистов

В Мининфраструктуры готовятся подать в Раду законопроект о 15-летней протекции импорта и производства в Украине электромобилей. В них — отмена налогов на импорт связанных с ними товаров, особые права для электромобилистов на дорогах, а также кары всем, кто посягнет на их территорию, — к примеру, запаркует авто с ДВС на паркоместе для электромобиля. 

Три раза по пять лет

Идеологически поддержка электромобильной отрасли в Украина разбита на три этапа. Каждая веха — это пять лет, в течение которых те или иные стимулы будут в наиболее активной фазе.

Он займет первые пять лет. Включает в себя отмену НДС на импорт е-транспорта, зарядных станций, а также отмену акциза на импорт е-транспорта.

Собственно говоря, частично это уже произошло — с 1 января 2018 года в Украине отменены акцизы и НДС на ввоз легковых электромобилей сроком на 1 год.

В документах Мининфраструктуры по этому поводу также есть приписка «кроме электробусов». Энтузиасты электромобильного движения говорят, что это свидетельство вмешательства «бензинового лобби». В будущем, надеются они, временные рамки будут продлены, также, как и увеличен объем льгот (для электроавтобусов и электрогрузовиков).

Этот этап (продлится 10 лет) — своеобразная «вторая ступень ракеты». В Мининфраструктуры обещают отменить НДС на импорт и поставки комплектующих для электротранспорта, а также для зарядных станций.

Другими словами, на этом этапе Украина должна производить уже что-то свое, хоть и из чужих запчастей.

Это самый долгоиграющий из этапов — он должен длиться все 15 лет действия программы поддержки. Главное, что он даст — отмену НДС на произведенные в Украине электромбили и зарядные станции.

Важно понимать, что в формулировках, которые употребляются в документах Мининфраструктуры, речь идет именно о «производстве комплектующих», а не о полностью украинском электромобиле. Но и перейти к хотя бы частичной замене своими деталями импортных комплектующих — тоже хорошо.

«Возможны государственные инвестиции»

То, что в Украине сейчас нет сверхсовременного производства автомобилей с ДВС для налаживания выпуска электромобилей совсем не помеха, говорят эксперты. «Когда «бензиновая» компания начинает производить электромбиль, она невольно смотрит на свои старые наработки, и делает не «совсем так». А электромобиль нужно делать с нуля, даже подвеску. Именно поэтому получилось с Nissan Leaf, Tesla. А тот же Ford Focus, Smart, в которых просто добавили аккумуляторы к бензиновому корпусу — уже они не так идут», — говорит autonews.ua глава клуба электромобилистов «Электроавтосам» Вадим Медведев.

К слову, для придания ускорения электромобильной сфере, возможно и материальное участие в этом государства. «Был вопрос у министра даже о том, что будут привлекаться государственные инвестиции на постройку 20-30 мощных зарядных станций, чтобы дать толчок этой отрасли. 20-30 зарядок способны «закрыть» потребность нескольких трасс», — сказал Вадим Медведев.

Если говорить более подробно, то производить зарядные станции для переменного тока может кто угодно (технически — это обычная розетка + защита, счетчики). С зарядными станциями постоянного тока все сложнее — они дорогие (от $2000, а обычно цена колеблется $8-10 тыс). Но производственного потенциала в Украине с избытком, так что если будет спрос, мгновенно возникнет и производство.

Отдельно в законопроекте в виде объемной таблицы прописаны товары, которые будут ввозиться в Украину без налогообложения. Среди них, к примеру, литий, электродвигатели, различные суперконденсаторы и прочее электрооборудование.

Бесплатные парковки и штрафы для «ДВСников»

Производить — это одно. Но так само важно мотивировать покупать электромобили обычных граждан. От идеи давать какие-то сверхмощные компенсация людям, которые решатся купить электромобиль (вплоть до полного возмещения стоимости) отказались. Эта часть льгот показалась многим крайне коррупционной.

Зато в законопроекте есть приятные бонусы — до 1 января 2033 года (т.е., на 15 лет)разрешить электромобилям на протяжении ездить по полосе общественного транспорта, а также парковаться бесплатно на государственных и коммунальных парковках.

Отдельно сказано, что владельцы парковок во всех областных центрах должны обустроить не менее 15% паркомест возможностью оплачиваемо зарядить электромобиль. Другими словами, «деньги с владельца электромобиля ты можешь и брать, но выделить место и купить зарядную станцию обязан».

При этом «продавать» парковочное место кому-то помимо электромобилиста хозяин парковки не имеет права: в ПДД «в нагрузку» обещают внести изменения, которые вводя штраф за парковку транспортных средств, оборудованных ДВС на местах, предназначенных для парковки электромобилей.

Это можно было бы назвать «экологической диктатурой», однако можно вспомнить, что похожие нормы по защите владельцев электрокаров есть в Европе и США.

Источник: Autonews.ua
Фото: Мининфраструктуры
27.02.2018
#закони#авторинок#електромобілі