Напомним, что 1 мая Белорусский Мозырский НПЗ на два месяца прекращает свою работу из-за планового ремонта. Это обстоятельство заметно отразится на украинском потребителе, так как продукция белорусского завода составляет 50% импорта бензина на Украину.
Комментарий исполнительного директора ООО «ТНК-ВР Коммерс» Феликса Лунева относительно ситуации на украинском нефтерынке: «НПЗ России и Беларуси, благодаря льготной цене нефти, беспрецедентно нарастили экспорт своей продукции в Украину. В январе-апреле 2011 г. объем поставок нефтепродуктов из Таможенного союза составил 80% всего импорта топлива в страну. В марте доля светлых нефтепродуктов из Беларуси на украинском рынке достигла 40%, а дизельного топлива – 50% в общем объеме потребления. Украинские и европейские производители были вытеснены с рынка, что заставило первых существенно снизить объемы производства, а вторых – переориентироваться на другие направления.
В этой ситуации остановка белорусского Мозырского НПЗ на плановый ремонт в мае-июне может стать критичной для Украины. Усугубляет ситуацию нестабильность на российском топливном рынке, в частности, планы по ограничению экспорта нефтепродуктов, что может привести к перебоям с поставками топлива из РФ. Эти факторы создают предпосылки для возникновения дефицита нефтепродуктов в Украине, и соответственно, для роста цен на бензины и дизельное топливо. Очевидно, что ситуацией стремятся воспользоваться недобросовестные трейдеры. Уже сейчас подконтрольные им эксперты готовят почву для спекулятивного повышения цен, выступая с заявлениями в прессе об отсутствии оптового предложения нефтепродуктов украинского производства на внутреннем рынке и необходимости резкого повышения розничных цен. Эта информация не соответствует действительности, к примеру, топливо Лисичанского НПЗ стабильно поступает на рынок.
В этом контексте считаю необходимым еще раз подчеркнуть, что единственным способом стабилизировать местный рынок нефтепродуктов и ценовую ситуацию остается поддержка собственной нефтеперерабатывающей отрасли. В мае субсидиарное преимущества заводов Таможенного союза вырастет до 203 долларов на тонне, и есть предпосылки для его дальнейшего роста в июне. Нет сомнений в том, что Мозырский НПЗ сразу после ремонтных работ продолжит экспансию на наш рынок, вытесняя не только украинских, но и европейских производителей. Поэтому украинские заводы не спешат заключать долгосрочные контракты на поставки нефти и большая часть мощностей простаивает.
Если правительство не использует инструменты для выравнивания конкурентной среды сейчас (импортные пошлины, квотирование, лицензирование и тд), оно может опоздать с поддержкой нефтеперерабатывающей отрасли страны. Очень скоро может выясниться, что стабилизировать рынок, удерживать цены в пределах рекомендованного коридора, перерабатывать давальческую нефть для государственных интервенций будет некому. В таком случае политику для местного рынка будут диктовать спекулянты, уже сейчас открыто демонстрирующие, что не намерены идти навстречу украинскому потребителю. Государство должно определиться, какую модель развития рынка оно выбирает. Сделать это необходимо в самое ближайшее время с учетом национальных интересов и энергетической безопасности Украины».
Однако негативное влияние на отечественный нефтерынок оказывается не только ремонт на Мозырском НПЗ. Россию охватил «топливный кризис». На московских заправках стремительно растет стоимость бензина и уже с мая 2011 года РФ намерена прекратить экспорт топлива.
При этом премьер-министр Украины Николай Азаров уверен, что решение Российской Федерации минимизировать экспорт светлых нефтепродуктов не повлияет в ближайшее время на ситуацию в Украине. «Сегодня баланс светлых нефтепродуктов в стране более чем достаточен», - сказал он по информации «Интерфакс-Украина».
По словам Н.Азарова, правительство предвидело подобные возможности и создавало профицит нефтепродуктов. Премьер также отметил, что Россия не является единственным поставщиком, по его словам, занимая около 20-25% украинского рынка нефтепродуктов, «что не настолько критично».