Как пояснил нам замглавы КГГА Руслан Крамаренко, любая из выбранных схем будет сводиться к тому, чтобы было выгоднее покупать не одноразовую поездку, а проездной билет: «Ориентируемся на опыт Варшавы и Москвы, где можно оплатить количество поездок, время пребывания в транспорте или расстояние».
КВОТА — 20 МИНУТ? Если чиновники решат последовать примеру Варшавы, то в городе введут единый билет на все виды коммунального транспорта, рассчитанный на определенное время. В столице Польши самый дешевый талон, который можно использовать в течение 20 мин (хватает на проезд двух-трех остановок на наземном транспорте или около 8-10 станций метро), стоит в переводе на наши деньги около 5 грн, талон на час — 10, на день — 22, на неделю — почти 80 грн. Продаются билеты в автоматах на станциях.
ПРОЕЗД ПО КАРТЕ. Власти Москвы с введением магнитных билетов в метро стали стимулировать пассажиров покупать талоны на большое число поездок. Чем меньше поездок оплачивает пассажир, тем дороже они стоят: если одна поездка обходится чуть больше 7 грн, то талон на 60 поездок — менее 5 грн за поездку. Билеты продают на станциях через терминалы. Можно оплатить проезд при помощи карты, которая одновременно является и проездным билетом. В начале каждого месяца с карточного счета снимается сумма, равная стоимости совершенных за предыдущий месяц поездок.
ОСТАНОВКИ. Если критерием для подсчета цены билета станет расстояние, то платить придется в зависимости от количества станций. Например, проехали до 5 остановок — заплатили 2 грн, больше — 3. Подобная система работает в корейском Сеуле. Как изменят систему оплаты проезда, власти Киева обещают до конца года.
Подорожание и бонусы
Экс-начальник транспортного главка КГГА Петр Костенко рассказал, что о введении дифференцированной оплаты за проезд в подземке задумались еще в 2007 г. «Схемы, которые обсуждаются в Киеве, действительно эффективно работают в других странах. Но в нашем случае это может стать скрытым подорожанием проезда в метро. Если сейчас поездка на любое расстояние стоит 2 грн, то при дифференциации за малое расстояние придется заплатить те же 2 грн, а за большое, например, 3», — говорит Костенко.
Он считает, что подземка может не поднимать цены на проезд, если сама станет оператором уже существующих пластиковых карт (бесконтактных карточек. — Авт.), минуя фирмы-посредники. «Метрополитен будет получать проценты от их продажи, доходы вырастут, и повышать стоимость проезда не придется», — говорит Костенко. По его словам, обсуждалась также идея введения нового образца карт, которыми можно было бы рассчитываться в партнерских магазинах (например, в ларьках в переходах метро) и получать скидки на проезд.