В рамках совместного проекта Гарвардского университета и двух китайских университетов (Tsinhua University и Xi'an Jiaotong University) были проведены исследования по изучению нейро-химических механизмов, лежащих в основе визуальных систем оповещения саранчи. Ученых впечатлила и заинтересовала возможность этих насекомых ориентироваться при движении в стаях на большой скорости и избегать столкновений. После тщательного изучения вопроса, была создана искусственная модель, максимально приближенная к ее биологическому аналогу и позволяющая воссоздать работу сигнальной системы саранчи. Для проверки эффективности полученного решения были проведены эксперименты с использованием робота, который таким образом научился оперативно изучать окружающую обстановку и оперативно на нее реагировать. Следующий шаг – попытка интегрировать «глаза саранчи» в систему безопасности автомобилей.
«Мы создали робота с нейронной сетью, повторяющей мозговую работу саранчи. В результате наш робот обнаруживал приближающиеся объекты и избегает столкновения с ними. Это несколько нетрадиционный подход, позволяющий избежать применения дорогостоящих и требующих сложной компьютерной обработки систем на основе радаров или инфракрасных детекторов. Теперь мы бы хотели применить эту технологию для создания системы предотвращения столкновений транспортных средств, системы, в своей работе полностью исключающей фактор человеческой ошибки», – цитирует одного и разработчиков новой технологии издание Daily Mail.
Предложение, безусловно, выглядит заманчиво. Однако говорить о нем, как о революции, способной вывести безопасность транспортных средств на небывалую высоту, пожалуй, рано. Суть скепсиса очень четко выражают отдельные комментарии читателей, которые они оставляют под опубликованным на сайте газеты материалом. Часть из них настаивает на том, что у человека в распоряжении уже есть совершенная биологическая система оповещения, и что ею нужно просто уметь пользоваться. А часть задается вопросом – раз у насекомых и саранчи такая сумасшедшая система реагирования на препятствия, то почему после продолжительных и быстрых поездок нам приходится соскребать с лобового стекла и радиаторной решетки своих автомобилей столько не успевших увернуться букашек?