Ответ на этот вопрос дал Институт потребительских экспертиз, который в декабре провел исследование дизельного топлива разных типов – обычного, «Евро» и «именного» на 11-ти сетевых АЗС. «Именное» представляли новые продукты WOG – ДТ Mustang, ОККО – «Pulls Diesel Арктика» и известная Formula blue сети Formula.
Дизтопливо исследовавали по четырем параметрам – предельная температура фильтруемости, содержание воды и серы, температура вспышки в закрытом тигле. Тесты проводились по разным методикам. «Евродизель» и «именные» образцы проверяли на соответствие нормам нового ДСТУ 4840:2007 к топливу видов I и II, а «просто солярку» – по старому ДСТУ 3868-99. Главное различие между ними – содержание серы.
Результаты оказались намного лучше, чем ожидалось. Только пробы с двух АЗС не уложились в один норматив – по температуре вспышки в закрытом тигле. При норме вспышки не ниже 55°С «дизель» БРСМ показал 22°С, что может свидетельствовать о попадании в данное дизтопливо легких фракций, т. е. бензина.
Тест на самый важный зимний показатель – граничную температуру фильтруемости прошли все образцы. Этот параметр определяет, когда в дизтопливе начинает происходить кристаллизация парафина, который забивает каналы топливных фильтров, из-за чего топливо не поступает к форсункам. Стоит отметить, что дизтопливо с АЗС WOG ДТ Mustang (граничная температура –23°С) и ОККО ДТ «Евро» (граничная температура –22°С) с запасом отвечают требованиям более строгого ДСТУ. Самую низкую температуру фильтруемости (–31°С) показал образец ОККО «Pulls Diesel Арктика», чем подтвердил свое истинное предназначение – для самых суровых зим.
По содержанию серы, которая провоцирует коррозию металла и разрушает лямбда-зонды и катализаторы, проверенное дизтопливо соответствует стандартам. Меньше всего ее в топливе ОККО ДТ «Евро» и ОККО «Pulls Diesel Арктика», WOG ДТ Mustang – 10 мг/кг (что равняется 0,001%). Это соответствует самому требовательному нормативу ДСТУ 4840:2007 к топливу вида I. В «еврозону» (ДСТУ 4840:2007 на топливо вида II) попали и все остальные образцы. Дизтопливо ANP, «Укрнафты» и Formula уложилось в старый украинский ДСТУ 3868-99, но цифры в 6–30 раз превышают показатели остальных участников.
Результаты проверки показали, что в целом заправляться дизтопливом можно без особой опаски даже в крещенские морозы. И предпочтение лучше отдавать «Евро» топливу с малым содержанием серы.
Справка
По новому ДСТУ 4840:2007 дизтопливо делится на марки и классы. Для умеренного климата используют 6 марок с разной предельной температурой фильтруемости (при которой ДТ еще протекает через фильтр). Также предлагаются две марки ДТ «Евро»: марка Е (темп. фильтруемости –15°С) и марка F (темп. фильтруемости –20°С). Предусмотрены и требования к ДТ для эксплуатации в условиях арктического климата. В этом случае ДТ «Евро» делят на классы: класс 0 – предельная температура фильтруемости –20 градусов по Цельсию; класс 1 – предельная температура фильтруемости –26°С.
По результатам исследований ИПЭ подготовил Юрий Дацык