Депутаты приняли законы, которые окончательно разделяют полномочия между двумя ветвями исполнительной власти в сфере безопасности дорожного движения – Министерством Внутренних дел и Национальной полицией.
«Проявив завидную оперативность и единогласие, депутаты приняли сегодня в целом законопроекты 3225 и 3387, передающие полномочия полиции от канувшей в прошлое милиции, – пишет в своем сообщении в сети Фейсбук известный правозащитник Владимир Караваев. - Кроме того, помимо передачи полномочий в сфере дорожного движения, законопроект 3325 четко разделил их между Министерством внутренних дел и Национальной полицией, являющейся отдельным органом центральной исполнительной власти». Владимир Караваев проанализировал принятые законы и выявил те полномочия, которые разделили между собой МВД и Полиция.
Итак, МВД Украины оставило за собой:
- прием теоретических и практических экзаменов для получения права вождения транспортными средствами (кроме сельхозтехники);
- учет предприятий, торгующих транспортными средствами и запчастями к ним, имеющими идентификационные номера; выдача таким предприятиям бланков счетов-справок. актов приемки-передачи, транзитных номерных знаков;
- администрирование Единого государственного реестра транспортных средств;
- государственную регистрацию и учет транспортных средств;
- согласование проектов транспортных средств в части обеспечения безопасности дорожного движения;
- контроль за внесением обязательных платежей владельцами транспортных средств;
- обеспечение организации и контроля за подготовкой и переподготовкой водителей транспортных средств, приемом экзаменов на получение права перевозки опасных грузов, выдачей свидетельств установленного образца;
- ведение реестра субъектов проведения обязательного техконтроля и автоматического контроля за его проведением;
- осуществление автоматического учета административных правонарушений в сфере дорожного движения.
К полномочиям Национальной полиции в сфере дорожного движения относится:
- обеспечение безопасности дорожного движения;
- ограничение движения транспортных средств при выполнении дорожных работ, выдача ордеров для проведения таких работ;
- согласование проектов и схем организации дорожного движения;
- внесение оперативные изменений в организацию дорожного движения в случае возникновения угрозы безопасности дорожного движения или возникновения препятствий для движения транспортных средств и пешеходов;
- выдача разрешений на проезд крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств;
- информирование участников дорожного движения о проведении автоматической фиксации правонарушений;
- осуществление контроля над выполнением участниками дорожного движения Правил, и правомерностью эксплуатации транспортных средств;
- временное задержание транспортных средств;
- временное изъятие водительских удостоверений.
Впрочем, Караваев уверен, что даже после принятия данных законов Полиция еще не может работать на законных основаниях. Ведь принятый законопроект 3325 должен быть еще подписан президентом и опубликован, лишь после этого полномочия будут считаться переданными.
Кроме того, статья 19 Конституции гласит не только о полномочиях представителей государственных органов власти, но и способах их реализации. Они тоже должны соответствовать закону! И для этого Кабмин должен внести изменения, как минимум, в шесть десятков своих постановлений, которыми раньше регламентировалась работа Госавтоинспекции. Примерно столько же приказов должно издать руководство Национальной полиции. А некоторые из них необходимо согласовать еще и с другими министерствами, и, в обязательном порядке зарегистрировать в Минюсте.
При этом следует помнить, что все постановления или приказы, затрагивающие права и свободы граждан, должны в обязательном порядке пройти общественное обсуждение. Таковы требования части шестой статьи 9-й Закона «О Национальной полиции».
И, наконец-то, в третьих, - любой представитель полиции сможет законно исполнять свои обязанности (в рамках переданных полномочий и способов для их реализации) лишь после того, как будет полностью соответствовать критериям полицейского, и в частности – иметь специальное звание (от рядового полиции до генерала полиции). Увы, таковы требования статьи 17 Закона «О национальной полиции». И переходные положения этого закона не предоставляют кому-либо права представляться полицейским без специального звания, пусть даже в форме милиции, с удостоверением, бланками или печатями милиции.
Так что, работы у Кабмина, прежде чем милиция станет полицией, еще очень и очень много!, уверен Владимир Караваев.