ЧАСТНИКИ. «Вопрос о повышении платы за проезд назрел давно. Стоимость проезда в маршрутках не менялась с 2007 года. Хотя с этого времени в несколько раз подорожали: горючее, запчасти, да и сами автобусы, новенький «Богдан», например, стоит $53 тысячи (в 2007-м стоил $20). Мы, как и другие перевозчики, подавали свои расчеты в КГГА, но пока чиновники хранят молчание. По нашим подсчетам себестоимость проезда в маршрутных такси составляет 3,5 гривны, а чтобы мы получали хоть какую-то прибыль пассажиры должны платить около 5 гривен. Сейчас они платят в наших маршрутках по 2,5 гривны за проезд. Все идет к тому, что проезд будет дорожать, но когда именно это произойдет, я сказать не могу», — говорит Олег, частный перевозчик. Его маршрутки работают на длинных дистанциях — более 20 км, то есть объезжают пол города. По его словам, на переоборудование бусов нет денег. «Мы еле покрываем имеющиеся расходы на ремонт автобусов, зарплату шоферам. А, например, в той же Москве стоимость проезда составляет 7 гривен, в европейских городах проезд в гортранспорте — 1,8 евро (20 грн). Конечно, при такой прибыли можно многое себе позволить, — говорит перевозчик, — 5 гривен — вполне обоснованная цена». А вот перевозчики, работающие на небольших маршрутах (до 20 км), поднимать стоимость пока не спешат. «Мы не хотим идти на конфликт с властями. Подняв цену, мы можем потерять своих пассажиров или власти выведут на этот маршрут свои автобусы. Поэтому будем выжидать», — говорит еще один частный перевозчик. По его словам, его коллеги подавали в департамент транспорта КГГА предложение увеличить стоимость проезда хотя бы на 50 копеек, но одобрения не получили, а сами взвинчивать цену опасаются: «Ждем, когда о подорожании заговорят коммунальные перевозчики. Нам бы поднять на 1—1,5 гривны до 3—4,5 гривны».
КОММУНАЛЬЩИКИ. «Маршрутки приносят прибыль даже при стоимости 2—3 гривны и это позволяет нам содержать в хорошем состоянии большие автобусы», — говорит гендиректор КП «Киевпастрнас» Николай Ламбуцкий. «Мы не можем повлиять на частных перевозчиков и регулировать стоимость проезда. Цену на коммунальный транспорт мы пока держим, и тем самым конкурируем с частными перевозчиками. Если они повысят цены, то пассажир придет на наш транспорт — и мы получим доход», — сказал «Сегодня» глава КГГА Александр Попов. Анонимно в мэрии говорят, что по подсчетам частные перевозчики и при нынешних ценах далеко не в убытке. Просто тратиться на новые бусы и ремонт старых они не хотят. Вот и возят людей на полуразвалившихся маршрутках, ссылаясь на отсутствие денег.
Единый билет введут 1 января
Городские власти планируют уже 1 января запустить единый билет во всем общественном транспорте. «Сейчас мы разрабатываем новую систему оплаты проезда, наподобие той, которая действует в европейских столицах, например, в Лондоне или Берлине. Мы хотим сделать так, чтобы киевляне, которые регулярно пользуются транспортом, получали скидки и платили меньше, а приезжие, за разовые поездки — больше. Вероятно, цена будет меняться и от количества станций, которые человек проехал», — говорит замдиректора департамента экономики и инвестиций КГГА Василий Яструбинский.