О том, что автомобилистов вскоре ждет возврат техосомотра, мы уже не раз рассказывали. Помимо этого, в порядок проведения обязательного технического контроля предлагается внести изменения, которые коснуться и ОСАГО, и ГБО, и “евроблях”. AUTO-Consulting выяснил подробности.
Ранее уже сообщалось, что в середине июля на сайте Министерства внутренних дел Украины появились уточнения и дополнения к проекту так называемого “Закона о техосмотре”. Официально они называются “Проєкт постанови КМУ «Про внесення змін до порядків, затверджених постановами КМУ від 30 січня 2012 року № 137 і від 31 травня 2012 року № 512». А сам Техосмотр называется ОТК - обязательный технический контроль. Но суть - не в названии.
О том, каким может быть ОТК в последней официальной редакции, мы уже тоже писали. И к этой редакции были вопросы. Теперь в МВД предлагают внести в регламент и порядок проведения ОТК дополнительные изменения и усовершенствования. Делаются они, чтобы “повысить уровень объективности и прозрачности во время прохождения ОТК… , а также - упростить механизм взаимодействия субъектов проведения ОТК с государственными органами и оптимизировать процедуру ведения общегосударственной базы данных о результатах ОТК”. Намерения – благие.
Так, например, чтобы не было фиктивных ОТК, предлагается ввести видеофиксацию всего процесса проверки автомобиля. Но помимо этого Проект предлагает и другие усовершенствования.
В частности, СТО, на которых будут делать ОТК должны иметь оборудование не только для проверки технического состояния автомобиля, но и для его соответствия требованиям охраны окружающей среды. Вот здесь нам не совсем понятно: соответствовать каким нормам вредных выбросов должен автомобиль? Ведь на наших дорогах ездят машины, далеко не все из которых соответствуют не только нормам Евро-6, но и Евро-5. В результате, не исключено, что могут стать нежелательными очень многие легализованные “евробляхи”.
Электронный протокол проверки, несмотря на всеобщую цифровизацию, все-таки предлагается распечатывать на бланке установленного образца. А сам протокол будет вноситься в общегосударственную базу данных ОТК исполнителем - то есть представителем той СТО, которая провела техосмотр. Причем, в Базу помимо номерного знака авто и его VIN-кода будут вноситься и показания одометра. Это и начало контроля за реальным пробегом, и мера пресечения для тех, кто собирается ездить без ОТК.
В той же базе будут и данные о переоборудовании авто. Например, на ГБО. И если ГБО не зарегистрировано, то это может считаться (по предложениям МВД) серьезным несоответствием ОТК.
В МВД предлагают утвердить самоклеющуюся метку радиочастотной идентификации - электронный аналог талона техосмотра. Метка размещается с правой верхней стороны лобового стекла автомобиля.
В МВД также предлагают открыть доступ к информации о прохождении ОТК для страховых компаний. И последние вполне могут отказать в продаже ОСАГО, если ОТК не пройден, или - сделать полис дороже, так как у неисправной машины больше рисков ДТП.
Что планируют проверять? В общем-то то же, что и было. Но не только. Это, в частности системы:
- рулевого управления и тормоза
- внешних световых приборов
- пневматических шин и колес
- светопропускание стекол (нет ли дополнительной тонировки)
- наличие ГБО.
А теперь еще сюда предлагают добавить проверку выхлопа мотора. А также, - чтобы во время ОТК фиксировалось и проверялось соответствие номерного знака авто нормам, его читаемость (видимо для камер фото- видеофиксации) и правильность крепления.
Если автомобиль попал в аварию, его свидетельство ОТК должно автоматически аннулироваться.
Доступ к Базе данным по ОТК имеет только один человек с одного СТО. Причем, один и тот же человек, но от разных СТО - не проходит. То есть - одному эксперту делать ОТК по совместительству на разных сервисах нельзя.
Параллельно со всеми перечисленными выше предложенными МВД изменениями, есть и такое, которое напрямую не относится ни к автомобилям, ни к безопасности на дорогах. Но оно упоминается во многих местах. В частности, предлагается, чтобы информация об ОТК проходила и контролировалась не Мининфраструктуры, как намечалось раньше. А все-таки через Главный сервисный центр МВД. Хоть в МВД и говорили несколько лет, что намерены отстраниться от техосмотра. Но нет - видно в последний момент передумали. Это относится и к решениям о включении либо исключении субъектов хозяйственной деятельности из реестра тех, кто может делать ОТК. Предлагается, чтобы это решение также принималось Главным сервисным центром МВД, а не Мининфраструктуры.
Напомним, что это предложения МВД, которые хотят внести в проект постановления Кабмина по ОТК. Так что ждем окончательного варианта.