Процедура получения возмещений у обанкротившейся компании довольно длительная и трудоемкая. Сама ликвидация длится около года. «После того, как компания объявляется банкротом, информация об этом публикуется в нескольких печатных источниках. В течение двух месяцев клиенты (и другие кредиторы) должны обратиться к ликвидатору, чтобы стать на очередь. А он рассматривает требования и признает (не признает), что клиенту положены выплаты, — разъяснил нам юрист. — Далее ликвидатор передает материалы в суд, где их еще раз рассматривают и формируют очередь». Первым делом выплачивают возмещения только по обязательному страхованию. Оплатить те полисы, на которые не хватает денег компании, должен фонд Моторного (транспортного) страхового бюро.
Генеральный директор Ассоциации страхователей Украины» Леонид Хорин рассказал «Вестям», что история с УЭСК могла бы разрешиться намного раньше. Проблемы с выплатами у компании начались в конце 2011 г., когда она не смогла заплатить по «Зеленой карте» 3 млн грн. Несмотря на это лицензии ей аннулировали только 10 октября 2013. Временную администрацию в компанию уже не вводили, ликвидатором назначен Игорь Стецин.
По данным источника «Вестей» в МТСБУ, общая задолженность компании перед клиентами составляет порядка 36 млн грн. «Это известная отработанная мошенническая схема, когда компания банкротит себя специально. Сначала страховщик в три раза увеличил количество проданных полисов, а когда собрал внушительную сумму — просто вывел ее, заявил о проблемах и запустив процедуру банкротства. Практика показывает, что за подобные действия никто никого не наказывает», — рассказал он. По мнению эксперта, судебный процесс был затянут намеренно и дело в нежелании МТСБУ выплачивать средства из Фонда гарантирования.
Об этом, кстати, упомянуто в Едином реестре судебных решений: суд предупредил о персональной ответственности руководителя МТСБУ за затягивание судебного процесса. Впрочем, некоторые долги компании по полисам «зеленой карты» МТСБУ уже погасил, заплатив по этому виду страхования около 27,6 млн грн.
К сожалению, УЭСК — не единственная проблемная компания на рынке автогражданки и «Зеленой карты». Вполне возможно, что в скором времени ее судьбу повторят еще несколько страховщиков. При этом эксперты уверены, что смена им найдется достаточно скоро. «Свято место пусто не бывает, и клиентов «разберут» другие СК», — заверил «Вести» председатель правления СК «Универсальная» Алексей Музычко.