Как мы уже сообщали, Президент Украины подписал закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения" и его уже опубликовали. Формально, закон уже начал действовать. AUTO-Consulting попробовал разобраться, когда на наших дорогах начнет работать автоматическая фиксация нарушений ПДД. И где в Киеве стоят камеры, с которых хоть завтра можно отправлять водителям уведомления.
Упомянутый Закон Украины вступил в силу со дня публикации. Но только частично. Во-первых, потому, что в течение месяца Кабмин должен привести в соответствие с Законом все нормативно-правовые акты. Во-вторых, - владельцы транспортных средств должны быть в месячный срок после публикации Закона, проинформированы о транспортных средствах, которые за ними зарегистрированы. Как это уведомление будет происходить – пока не понятно. Не говоря уже о том, успеют ли всех оповестить за месяц. И, в-третьих, - отдельные статьи и подпункты этого Закона вступают в силу в ноябре, одновременно с Законом «О национальной полиции».
Но это, так сказать, формальные причины. У специалистов к Закону много профессиональных технических вопросов. А точнее – не к самому Закону, а к его практической реализации, воплощению, - сообщили они корреспонденту AUTO-Consulting.
Прежде всего, речь идет о техническом регламенте. Каким параметрам должны соответствовать камеры, которые фиксируют нарушения ПДД? Понятно, что они должны быть стойкими к солнцу, морозу, дождю, ударам, вибрации, иметь антивандальную защиту.
Но это еще не все. Информация в камерах должна быть защищена от несанкционированного доступа. И в то же время, она должна передаваться по защищенной сети в центр обработки информации. И это должны быть единые технические условия для всей Украины. А если смотреть в перспективу, они должны стыковаться и с европейскими ТУ. Пока таких условий нет. Их надо разработать и утвердить. И на это потребуется время.
Пока не будут сформулированы и прописаны технические требования к средствам видеофиксации, не будет критериев для покупки камер. А значит – система автоматической фиксации не заработает.
Опасность в этом случае таит в себе децентрализация, о которой сегодня много и настойчиво говорят. То есть – расширение полномочий местных советов. Не имея технических условий, они, теоретически, могут закупать и устанавливать на своей территории самые простенькие и дешевые камеры, чтобы поставить их побольше, собрать побольше штрафов и уменьшить срок окупаемости инвестиций. Ведь не исключено, что 50% средств, собранных штрафами, будут оставаться в местных бюджетах.
По мнению экспертов, тут есть неприятные моменты. Во-первых, данные с некачественных камер можно будет легко оспорить в суде. Во-вторых, такая самодеятельность местных властей направлена на зарабатывание денег, а не на содействие безопасности дорожного движения. Что вызовет недоверие водителей ко всей системе автоматической фиксации и, возможно, даже порчу технических средств.
По данным AUTO-Consulting, из-за отсутствия технического регламента не понятно, кто (какая компания) будет устанавливать камеры и какого они будут производителя. Нет критериев и для тендера компаний-претендентов.
Кроме того, установка и начало работы камер подразумевает создание безопасной дорожной инфраструктуры. Ни для кого не секрет, что многие водители выезжают, например, на встречную полосу, чтобы объехать яму на дороге. Или нарушают, поскольку отсутствуют соответствующие дорожные знаки. По данным AUTO-Consulting только в Киеве не хватает 10 тыс. дорожных знаков. А ведь это – столица. Что делается в регионах, несложно представить.
Какая нужна электронная база и аппаратура для хранения данных о нарушениях (фото и видео) со всей страны. И какой нужен штат сотрудников, чтобы обрабатывать всю эту информацию и рассылать «письма счастья». Сколько времени понадобится на создание этой системы и когда она заработает – не понятно. Тем более, что пока окончательно не решено, будет ли база нарушений единой или в каждой области своя. Ведь ГАИ (вернее патрульная полиция) сейчас только формируется.
Некоторые эксперты говорят, что по количеству юридических и технических ляпов, Закон об автоматической фиксации нарушений может быть в Книге рекордов Гиннеса.
Так что теоретически, автоматическая фиксация нарушений заработает в Киеве не раньше ноября этого года. И это – оптимистический сценарий.
Но водителям расслабляться не надо. Камеры, которые когда-то поставили на некоторых перекрестках и магистралях Киева, по данным AUTO-Consulting никуда не исчезли. Они стоят на своих местах и продолжают работать. Пока – в тестовом режиме. Но нарушения все равно фиксируют.
Есть идея задействовать эти камеры для тренировочной работы. Чтобы по их данным нарушители начали получать официальные уведомления. Пока просто уведомления – без штрафов. Подводя итог можем констатировать, что к скорому принятию такого закона государство оказалось не готово, тем более что такие масштабные работы совпадают по времени с формированием новой полиции, где своих оргвопросов – уйма. Но расслабляться не стоит, как любили говорить в «старой» милиции: Был бы человек, а дело ему найдется.