«Улов» — несколько штрафов и протоколов, правда, иногда до слез обидные. Результаты проверок передают в КГГА, где решают, какие санкции применять к перевозчикам. В итоге кого-то могут лишить лицензии. Правда, на деле, как говорят перевозчики, это случается крайне редко.
ЗА МЕЛОЧИ. Чтобы не задерживать пассажиров, засады гаишники устраивают на конечных. Мы отправились к станции метро «Лесная» на Броварском проспекте, где останавливаются бусики в основном из пригорода. Утром они забиты под завязку. Вместе с инспекторами нам предстоит проверять документы, техсостояние машин, а также, где и как проходит посадка-высадка (часто во втором ряду, за пределами остановки). Буквально через несколько минут — первый нарушитель. На водителя маршрутки №704 (322) Александра составляют протокол за перегруз — количество пассажиров в салоне сверх нормы. Штраф за это — от 170 грн. Водитель покорно подписывает бумаги.
«А что делать? Все хотят ехать, а маршруток мало. Как я могу кому-то отказать и оставить на остановке», — разводит руками Александр. Больше подкопаться было не к чему, хотя гаишники тщательно исследовали колеса, салон, посчитали сидения, попросили открыть с разных сторон аварийные выходы. К слову, документов и разрешений на перевозку требуется немало. У некоторых водителей переполненные папки и даже пакеты с бумажками. Один даже чуть не забыл у инспектора документы. Через несколько минут новая жертва. В маршрутном листе маршрутки №731, которая едет из Княжичей, остановка на «Лесной» не предусмотрена. Мелочь, водителя даже жалко. Но все равно штраф — от 34 грн.
«У меня остановка на автостанции «Дарница», — оправдывается водитель. — Но оттуда далеко до метро, куда всем надо. Сделал доброе дело, высадил, а меня штрафуют». А рядом другие маршрутчики уже предупреждают коллег: «Засада, ГАИ!». И через 40 минут от начала рейда маршрутки на «Лесную» почти перестали прибывать. А у тех, кто подъезжал, и бумаги в порядке, и резина только что из магазина.
РЕЗИНА. Дальше отправляемся на Троещину. На пересечение пр. Маяковского и ул. Милославской приезжает масса маршруток с Петровки, Виноградаря, Севастопольской площади. Останавливаем маршрутку №221 «Киевпастранса», курсирующую до м. «Дарница». Инспектор просит предъявить документы. Водитель раскладывает ворох бумаг, но не может найти обязательную бумажку.
«Ищу, ищу, только не кричите», — Константин начинает нервничать и звонить в парк. Инспектор тем временем обнаружил: а резина-то старая. Значит, пассажиров перевозить опасно. У водителя оправдание: «А я при чем? У нас бедное госпредприятие». Тем не менее протокол составлен. В объяснении водитель написал, что транспорт разрешил выпустить на маршрут техник АТП.
ТРЕТЬ С НАРУШЕНИЯМИ. В ГАИ говорят, что попадаются и нетрезвые водители. Например, во время недавнего рейда на Кольцевой дороге от одного маршруточника ароматами несло за километр, и он еле стоял на ногах. В целом же за июль ГАИ Киева провела 36 проверок АТП, где осмотрели 312 машин, 32 из них запретили эксплуатировать. А из 400 маршруток на дорогах почти треть с грехом: 9 неисправны, у 26 водителей не было всех документов, 58 попались на превышении скорости и нарушении ПДД и т. д.