Казахстан обогнал Украину в сфере реформирования процедуры государственного технического смотра транспортных средств, которая досталась многим странам СНГ по наследству от бывшего СССР. ГАИ лишили монополии на проведение данного мероприятия.
В Казахстане техосмотр (ТО) транспортных средств будет проводиться частными центрами, имеющие стационарные и мобильные линии технического контроля, которые автоматически определяют параметры эффективности тормозной системы, рулевого управления, элементов подвески, выбросов в атмосферу и т.д. Допуск к проведению ТО будет осуществляться уполномоченными территориальными органами министерства транспорта и коммуникаций путем включения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Реестр центров технического осмотра.
Данные изменения стали возможными благодаря подписанию президентом Казахстана Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам проведения обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним». Закон разработан в рамках реализации Указа Главы государства по реформированию правоохранительной системы и направлен на повышение эффективности системы проведения техосмотра и эксплуатационной безопасности транспортных средств.
Впрочем, сразу же глобальных изменений ждать не стоит – новым законодательным документом предусмотрен переходный период для организации оптимального количества центров техосмотра в Республике, при котором техосмотр будет проводиться как частными центрами, так и органами ГАИ. Также за МВД сохранены функции по контроля над своевременным прохождением техосмотра владельцами ТС.
В принципе, похожие изменения происходит ныне и в Украине – сейчас техническое состояние транспортных средств проверяют сертифицированные станции диагностики. Но в итоге владельцам ТС все же приходится обращаться в ГАИ – за получением заветного талона техосмотра. Хотя ныне у нас в стране также активно работают над изменением уже действующей процедуры ТО, и планируется, что она также будет проходить без участия ГАИ.