ПРИСТЕГНИТЕ ЗАДНИХ ПАССАЖИРОВ!
Известное российское издание как-то провело экспериментальный краш-тест. В автомобиль посадили манекены, имитирующие семью: три взрослых (по весу и размеру) манекена и один детский («мальчик» шести лет весом 22 кг). Два взрослых «сели» впереди, а «ребенок» с «бабушкой» и «дедушкой» — сзади. Главная особенность краш-теста была в том, что ни один из взрослых манекенов не был пристегнут. Авто разбили на скорости 50 км/час. Результаты оказались неожиданные. Если у передних пассажиров, судя по показаниям датчиков, шансы выжить еще есть, то «смерть» задних гарантирована. При этом один из них навалился всем телом на пристегнутого ребенка и раздавил его в прямом смысле. При повторении эксперимента «ребенка» на заднем сиденье не пристегнули. В результате он улетел вперед и ударился головой о лобовое стекло...
С учетом результатов описанного эксперимента настоятельно рекомендуем заставлять пристегиваться пассажиров сзади даже в том случае, если ребенок сидит в самом современном автокресле. Помимо того, что непристегнутые пассажиры на заднем сиденье рискуют получить серьезные травмы в случае ДТП сами, так они еще и нанесут серьезный вред ребенку, если упадут на него.
Добавим еще и такой аспект: пристегиваясь, взрослые подают хороший пример детям, демонстрируя таким образом и заботу о безопасности, и уважение к законодательству.
НОВОРОЖДЕННЫМ — ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ!
Еще когда я забирал своего ребенка из роддома, обратил внимание, что лишь единичные водители приобрели специальную люльку еще до рождения ребенка. От роддома домой почти все едут, удерживая младенца на руках. Естественно, в минуты радости, никто не думает о том, что будет в случае ДТП. А зря: 3 с лишним килограмма счастья при столкновении на какую-то долю секунды превращаются в 12 кг (удержать такой вес на руках в экстремальной ситуации не в состоянии даже силач). А если младенца еще и перевозят на переднем сиденье без автокресла, существует высокая вероятность того, что он вылетит сквозь стекло.
И даже через полгода-год после рождения водители обычно не спешат в магазин за автокреслом. Папа-водитель обычно говорит при этом, что он просто ездит с ребенком особенно аккуратно. Но уверен ли он в аккуратности и адекватности всех соседей по потоку?
Для новорожденных нужна люлька с внутренними ремнями, фиксирующими ребенка. С точки зрения удобства и экономии, рекомендуем покупать коляску-тройку, в комплект которой входит и люлька, и кресло, а на лето она трансформируется тросточку. Это еще и удобно: и люльку, и кресло можно сразу же поставить на шасси коляски — доставить ребенка до дома можно даже в спящем состоянии.
Отметим, что детей, возрастом до 1 года, необходимо возить спиной по направлению движения (как бы наоборот). В таком случае нагрузка на голову, шею и спину будет распределяться равномерно.
НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ РЕБЕНКА В АВТО ОДНОГО!
На этой неделе в Киеве произошла трагедия. Двухлетний ребенок, которого родители оставили спящим в салоне на время похода в магазин, проснулся и решил пойти поискать родителей — открыл двери и вышел на дорогу. Этого, естественно, никак не мог ожидать водитель грузовика, который проезжал мимо. Увы, несмотря на попытку водителя объехать внезапно появившегося малыша (с выездом на встречную полосу), ребенок все равно был смертельно травмирован.
Наверняка родители будут винить водителя, сбившего ребенка, но виноваты они — оставлять ребенка одного в автомобиле, который и с юридической, и с практической точек зрения является «источником повышенной опасности», нельзя ни в коем случае. Кстати, в некоторых штатах США за это могут даже лишить родительских прав, а в ЕС штрафуют на крупную сумму. Нашим законодательством ответственности не предусмотрено, а зря.
Понятное дело, что если вы просто выходите из салона на 2—3 минуты, например, на заправке, а ребенок спит, доставать его из автокресла и брать с собой не нужно. Однако вы обязаны убедиться в том, что чадо не покинет салон самостоятельно. Просто пристегнуть его ремнем безопасности автокресла недостаточно — к 2 годам детки уже отлично умеют справляться с защелками, не говоря уж о ручках открывания дверей в салоне. Именно для этого на задних дверях предусмотрены «детские» блокираторы дверей (на торце) — с внешней стороны авто легко открыть, а вот изнутри — невозможно.
НЮАНСЫ ДЕТСКОГО ТЕЛА
Оценивая степень безопасности ребенка в автомобиле, нужно понимать, что ребенок — вовсе не уменьшенная копия взрослого, а очень хрупкий и уязвимый человечек. Ассоциация безопасности детей на автотранспорте приводит следующие факты из медицинской литературы.
Костная ткань. Отличается повышенным содержанием воды, низкой концентрацией минеральных солей и волокнистой структурой. Поэтому кости гибкие и мягкие, в том числе и кости черепа. При сильном ушибе головы у ребенка с очень высокой вероятностью будет травмирован мозг, и травма эта будет серьезней, чем у взрослого.
Голова и скелет. Голова — самая крупная и тяжелая часть тела. У новорожденного ее масса составляет 25% всей массы тела, а у взрослого человека — лишь 6%. В скелете много хрящевой ткани, гораздо менее прочной, чем кость. Шейные позвонки плоские, состоят из отдельных костей, связанных между собой хрящом. Хрящи замещаются костной тканью только к 3 годам. У взрослого позвонки не только полностью окостеневают, но и имеют седловидную форму. При резком движении головы вперед они как бы поддерживают друг друга. А вот детская шейка при резком толчке легко ломается. Дело в том, что при сильном толчке, который происходит при ДТП, «тяжелую» голову резко отбрасывает, и основная нагрузка приходится именно на область шеи, где «запас прочности» очень невелик.
Детские автокресла ведущих производителей сконструированы с учетом всех перечисленных особенностей. Согласно с данными ГАИ МВД Украины, такие устройства снижают риск травмы в ДТП на 71% для младенцев и на 54% — для малышей 1,5—3 лет, а от 3—12 лет — вдвое.
КАК УГОВОРИТЬ ЧАДО СИДЕТЬ В КРЕСЛЕ
Многие родители среди моих знакомых не пользуются автокреслом только потому, что ребенок не хочет в нем сидеть — любая попытка посадить его туда приводит к детской истерике, которая усугубляется, когда родители еще и пристегивают «личность» ремнями безопасности. У меня такой сложности не возникало потому, что привычку пристегиваться удалось привить ребенку с младенчества — ремни использовались и в автолюльке, и в коляске, и на велосипедике (во всем мире детей приучают пристегиваться с детства, чтобы затем они делали то же самое и во взрослом возрасте, когда сами садятся за руль).
А вот с племянником, которого к этому не приучили, пришлось повозиться. Не помогали ни уговоры, ни крик родителей. Зато когда они прикрепили на спинке водительского сиденья портативный DVD-проигрыватель (600 грн) и включили на нем диск с мультиками, ребенок сел в автокресло, установленное сразу за водителем, с большим удовольствием. Но это — один из вариантов. Очень помогает устранить «бунт на корабле» превращение процесса поездки в игру. Например, попробуйте громко объявить: «Следующая остановка — детсад. Правильно и своевременно оплачивайте проезд!». Ребенок всю дорогу будет размышлять над тем, что имел в виду папа. Также очень хорошо работает способ отвлечь ребенка песней, сказкой (диски с аудиокнигой продаются сейчас везде) или просто вручить ему после посадки в кресло книжку-раскраску либо игрушку. Важно знать: даже при сильном ДТП автокресло снижает риск серьезной травмы для ребенка в сотни раз.
ЗАКОН: ЗА КРЕСЛО НЕТ ШТРАФА
Пункт 21.11. ПДД прямо запрещают перевозить на переднем сиденье детей, рост которых меньше 145 см либо младше 12-летнего возраста, без специального устройства, позволяющего пристегнуть ребенка. Существует наказание за нарушение правил пользования ремнями безопасности в размере 51—85 грн, но про автокресло ничего не сказано — инспектор ГАИ оштрафовать за его отсутствие не может. Также закон не требует использования автокресла сзади. Забота о безопасности — дело самих водителей.