Законопроект "Об особенностях осуществления деятельности по перевозке пассажиров на такси" был разработан Министерством инфраструктуры совместно с профсоюзом таксистов Украины. Сейчас законопроект проходит согласование с Минфином, Минюстом и Минэкономразвития, после чего будет подан в Верховную раду. Авторы документа надеются, что парламент примет его до начала Евро-2012.
Как сообщил вице-премьер—министр инфраструктуры Борис Колесников, правительство будет настаивать на том, чтобы такси были оснащены счетчиками. "Мининфраструктуры внесет в закон только одну главу — счетчик для пассажира является обязательным, но не несет никаких фискальных функций",— сказал господин Колесников.
Помимо прочего, законопроект обязывает водителей такси получать новый разрешительный документ: карту такси, содержащую информацию о физическом или юридическом лице, которое имеет право предоставлять услуги в определенном территориально-административном округе. Предполагается, что это разрешение водители будут получать в исполнительных комитетах при местных органах власти вместо лицензии, которая сейчас выдается Министерством инфраструктуры. "Водитель, например, сможет брать пассажиров в Киеве и везти их в Чернигов, но при этом он не сможет брать пассажиров в Чернигове с киевской картой такси",— пояснил "Ъ" председатель профсоюза таксистов Василий Попик.
За работу без карточки на водителей будет наложен штраф в размере 3400 грн, а за использование автомобиля без таксометра — 1700 грн. "Если такси или автомобиль с признаками такси — оснащенный шашечками и антеннами, нарушит правила дорожного движения, его остановит инспектор ГАИ и проверит наличие карты. Если ее не окажется, автомобиль может быть отправлен на штрафплощадку",— подчеркнул господин Попик. По его словам, в Украине работает более 250 тыс. таксистов, из которых только 20% имеет разрешение на этот вид перевозок.
По замыслу авторов документа, кроме карты такси водитель должен будет иметь "сертификат профессиональной компетенции". "Сертификаты будет выдавать специализированная школа таксистов. В ней должны обучать знанию города, умению вождения, психологии, безопасности, основам первой медицинской помощи",— отметил в беседе с "Ъ" Василий Попик.
Законопроект затрагивает и работу диспетчерских служб, которых обяжут заключать отдельные договоры с каждой службой такси, вести электронный журнал регистрации заказов, аудиозапись заказа, а также определять стоимость вызова с помощью специального программного обеспечения. В городах предполагается оборудовать специальные стоянки такси в местах "повышенного спроса": в аэропортах, на железнодорожных вокзалах и автостанциях, возле ресторанов, станций метро, отелей и торгово-развлекательных центров. "По предварительным подсчетам в Киеве следует оборудовать минимум 300 стоянок такси в местах большого скопления людей",— считает глава профсоюза таксистов.
По мнению Бориса Колесникова, все эти меры должны максимально легализовать рынок таксомотроных перевозок. "Пока законопроект дорабатывается, нам следует подумать о техническом оснащении — камерах видеонаблюдения на дорогах, чтобы фиксировать нарушения",— добавил вице-премьер.
Вместе с тем председатель Харьковского областного отделения профсоюза таксистов Сергей Старцев уверен, что подобные нововведения приведут к повышению цен на услуги. "Около 95% таксистов — частные предприниматели, они работают на собственных автомобилях. Разумеется, затраты на техническое оснащение войдут в стоимость проезда. Например, в Харькове минимальная стоимость проезда в такси составляет 23-28 грн. После принятия законопроекта, она может повыситься на 10-20%. К счастью, рынок такси огромен и каждый может найти предложение, подходящее по цене",— резюмировал господин Старцев.
Юлия Рябчун