«Проблема украинских НПЗ в конкуренции не с легальными импортными поставками, а с нелегальными — контрабандой и фальсификатом. Государство должно бороться с этими явлениями, а не с поставщиками высококачественных топлив. В свою очередь необходимо заставить наши НПЗ проводить модернизацию за свой счет, а не за счет потребителей, которые будут платить больше за топливо в случае введения пошлин или квот», —
сказал нам директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. Похоже, что его мнение совпадает с видением ситуации в правительстве. Хотя в Минэнерго, курирующем рынок нефтепродуктов, предложение президента официально комментировать отказываются, информированный источник разъяснил нам, что ключевые слова — «экономическая целесообразность». «Никто не собирается просто так ограничивать продажу бензина и сажать автомобилистов на голодный паек, — успокаивает источник. — Но владельцам НПЗ президент дал сигнал: если они зальют страну качественным отечественным бензином, импорту будет поставлен заслон».
Не хватит 3,5 млн тонн
Импортеры топлива резко против введения квот. По подсчетам президента ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонида Косянчука, сокращение импорта бензина и дизтоплива с нынешних 7 млн т в год до 2,5 млн, образует на рынке дыру в 3,5 млн т. «Заполнить брешь реально лишь контрабандой и фальсификатом, возможно, кто-то в этом очень заинтересован», — говорит Косянчук. Политолог Владимир Фесенко успокаивает: резких перемен не будет. «Продолжается лоббистская борьба за рынок между импортерами и производителями, уже подключают президента. Но власть понимает, что перебои с топливом ей не на руку, поэтому ожидаю, что ограничения на импорт если и будут, то постепенные».