Собеседник агентства отметил, что возникновению такой ситуации в значительной мере способствовало отсутствие протекционистских мер со стороны государства по защите внутреннего рынка и отечественных производителей нефтепродуктов. При сохранении существующих тенденций к концу года Украина из-за зависимости от импорта может полностью потерять возможность своевременного и действенного реагирования на изменение цен на внутреннем рынке бензина и дизтоплива, добавил источник.
По его словам, уже в ближайшее время правительство и основные украинские производители нефтепродуктов подпишут меморандум, что будет способствовать стабилизации ситуации на рынке.
Напомним, что в конце января 2011 года Украина начала специальное расследование относительно импорта в страну отдельных видов нефтепродуктов (бензин марок А-76/А-80, А-92, А-95, дизельного топлива, мазута, печного топлива, сжиженного газа, битума дорожного, масел) вне зависимости от страны происхождения. При этом Минэнергоугля заявило о поддержке инициативы по введению пошлин на бензины EUR130/тонна, на дизтопливо - EUR80/тонна.
Украинские НПЗ неоднократно заявляли, что получают нефть для переработки по мировым ценам, в то время как страны Таможенного союза, в частности, Белоруссия, приобретают сырье без пошлины, формируя значительную долю импорта нефтепродуктов в Украине. Местные заводы считают, что пошлины позволят увеличить переработку нефтяного сырья и провести модернизацию производств.
Крупные сети АЗС, преимущественно импортирующие нефтепродукты, подвергли критике возможное введение пошлин, считая, что это приведет к монополизации рынка украинскими НПЗ, а также к резкому росту цен на нефтепродукты. Свою обеспокоенность возможным введением пошлин в совместном письме премьер-министру Украины изложили посольства Литвы, Румынии и Польши.