Гигантский долг евробляхеров в цифрах: Сколько может получить бюджет

Сегодня "евробляхеры" хотят легализовать свои машины, поставив их на регистрацию в Украине. Они договорились с властью, что за это нужно платить. Вопрос - сколько? Ответ неочевиден, потому что никто официально не считал ни автомобили на еврономерах в стране, ни суммы, которые их "владельцы" не уплатили в бюджет на таможне. Сейчас существует несколько вариантов от государства и самих автовладельцев относительно "расплаты" в обмен на легализацию.

Depo.ua подсчитал, сколько "евробляхеры" вообще не заплатили на таможне и сравнил с теми суммами, на которые могут похудеть их кошельки сейчас.

"Транзитеры" и "работники"

Автомобили без растаможки ввозят по двум схемам:

– "Транзит". Когда на машине якобы просто проезжают Украину. В этом случае закон позволяет не растаможивать авто до 10 дней. Но можно бесконечно выезжать и возвращаться в страну. Так чаще всего делают на прилегающих к Польше и Венгрии территориях.

– "Временный ввоз". Этот режим позволяет иностранцу или украинскому гражданину, который работает на зарубежную фирму, год находиться в Украине на машине этой компании. Остается лишь формально подрядиться на такую "работу". Перегонять авто через границу может и так называемый "верблюд" (или "мул") – иностранец, регулярно доставляющий машины заказчикам, которые затем рассекают на них по украинским городам. Через год они должны выехать за границу и все повторить.

Эти схемы, особенно более популярную вторую, давно "оседлали" специальные фирмы, которые просят за свои услуги около 1000 евро.

Конечно, у заказчиков таких автомобилей в Украине могут возникать неприятности, потому что они не являются владельцами своих машин, не имеют права поставить их на учет и рискуют нарваться на штраф до 8500 грн или даже конфискацию. Поэтому "евробляхеры" объединились в организацию "Авто Евро Сила" и добиваются от властей легализации уже ввезенных нерастаможенных автомобилей, а заодно и существенного снижения самих платежей на границе и отмены экостандарта "Евро-5". Но многих злят и они сами – тем, что не играют по правилам: не платят в бюджет по несколько сотен евро на таможне и чаще игнорируют ПДД, ведь в случае чего могут безнаказанно бросить машину и сохранить инкогнито.

Переучет "блях"

Но нас прежде всего интересует финансовая сторона проблемы: пессимистично – сколько денег госбюджет теряет из-за "евробляхеров", оптимистично – на сколько он может пополниться в случае прикрытия схем и легализации их машин.

Чтобы все подсчитать, нужно знать три вещи:

– какие модели чаще всего завозятся "на бляхах" и сколько они стоят,

– сколько уже в Украине авто с иностранной регистрацией,

– какой годовой спрос на эти машины.

Учет моделей, ввезенных по названным схемам, никто официально не проводит, но профильные издания сделали выводы из предложений к продаже нерастаможенных авто – количества объявлений и их просмотров. Среди наиболее популярных оказались Audi A6, VW Golf, Toyota Camry, VW Passat и Ford Focus. Даже стоимость этих моделей отличается в разы – в зависимости от объема двигателя, возраста и состояния машины. Однако для будущих расчетов нам нужны конкретные цифры. Судя по объявлениям на специализированных сайтах, наибольшим спросом пользуются иномарки от 2000 до 3000 евро. Для примера, возьмем следующие модели: бензиновая Audi А6 2001 года выпуска с двигателем 2400 см? стоимостью 1 950 евро и дизельный Volkswagen Golf 2003 года выпуска с двигателем 1896 см? стоимостью 2 250 евро.

Больше всего споров относительно количества машин на еврономерах в Украине. При отсутствии официальной статистики, фантазеры называют цифры от 50 тыс. до 1,5 млн, а то и 3 млн. При этом "бляхеры" и приближенные к ним эксперты настаивают на больших цифрах, чтобы показать свою "евросилу". Но в принципе адекватные расчеты можно сделать из данных Государственной фискальной службы относительно ввоза в Украину машин в тех режимах, которые используются в схемах.

Итак, в прошлом году в Украину въехали 712,6 тыс. автомобилей: в режиме транзита – 124,1 тыс. авто и временного ввоза – 588,4 тыс.

В 2015 году – 549,6 тыс. машин: транзит – 77,3 тыс. и временный ввоз – 472,3 тыс.

А с начала текущего года до 4 августа – 492,5 тыс. авто: транзит – 111,9 тыс. и временный ввоз – 380,6 тыс.

Последние цифры свидетельствуют, что по результатам года будет около 840 тыс. автомобилей, что въедут в страну "транзитом" и "временно". К ним надо добавить и около 10 тыс. машин, которые, по данным ГФС, по состоянию на август находятся в Украине с нарушением сроков.

Логично предположить, что настоящих транзитеров, а тем более тех, кто работает на иностранную фирму на автомобиле, среди них очень мало. В таком случае можно утверждать, что на данный момент в течение года по двум схемам ввозится более 800 тыс. машин. Теперь вспомним, что хотя бы раз в год "евробляхи" должны выезжать за границу. Они так и делают, но, пересекая таможню, засвечиваются в статистике. Другими словами, в Украине сейчас более 800 тыс. машин с иностранной регистрацией, большинство из них – уехали и сразу же вернулись.

Но часть машин въехали впервые. Определив их количество, мы примерно выясним спрос на такие авто. Еще раз посмотрим на цифры: в 2016 границу пересекли 712,6 тыс. автомобилей с иностранной регистрацией против 549,6 тыс. годом ранее. Разница в 160 авто – это и есть на самом деле купленные "бляхи" за год (если пренебречь количеством настоящих транзитеров и "временщиков"). А в этом году, судя по приведенным расчетам, таких машин станет больше минимум на 100 тыс. Для удобства примем, что годовой спрос на подержанные авто на еврономерах – около 130 тыс.

Четыре ставки

Констатируем, что нужно заплатить в бюджет при растаможке подержанного автомобиля:

– пошлина: 10% от цены машины,

– акциз: зависит от возраста модели и объема двигателя,

– налог на добавленную стоимость: 20% на всю сумму,

– сбор в Пенсионный фонд: 3%.

С акцизом все несколько запутанно. До прошлого года на подержанные автомобили он составлял от 1000 евро за бензиновую модель с двигателем в 1000 кубических сантиметров до безумных 15 тыс. евро и больше за машины с двигателем свыше 3000 кубических сантиметров.

Но с июля 2016 года новый закон на один-два порядка снизил ставки акциза для машин стандарта "Евро-5" с небольшими и средними двигателями (в меньшей степени для многолитражек), одновременно запретив ввозить в Украину модели старше 2010 год и те, которые не соответствуют эконормам "Евро-5". Для примера, сейчас акциз на "разрешенную" подержанную иномарку с двигателем 1,4 л – 88,2 евро, а 2 л – 534 евро. Но так будет лишь до конца следующего года (причем с 1 января только на модели стандарта "Евро-6").

Расчет долга

Теперь выясним, насколько много недоплатили в бюджет "автовладельцы" на еврономерах, то есть сколько стоила бы растаможка всех их машин. Сколько нужно оставить на таможне – прежде всего зависит от возраста, двигателя и "европейской" цены автомобиля. Но учесть все возможные конфигурации этих параметров для всех ввезенных "блях" при отсутствии подробной статистки невозможно. Поэтому построим расчеты на базе популярных моделей выпуска начала 2000-х. Судя по объявлениям и просто уличным наблюдениям, "бляхеры" отдают предпочтение именно им, потому что обычно имеют на все про все несколько тысяч евро (хотя продаются и машины премиум-класса от 2010 года, и автохлам 90-х). Также примем, что такие машины до продажи в Украину использовались свыше 5 лет (этот факт влиял на размер "старых" ставок акциза).

Итак, до 1 июля 2016 года бензиновую Audi А6 (2001 год, 2400 см?) по цене в Литве 1950 евро можно было растаможить за:

1950 евро + 10% пошлины + 11 976 (2400*4,99) евро акциза + 20% НДС на всю сумму + 3% пенсионного сбора – 1950 евро =

1950 евро +195 евро + 11 976 евро + 2824,2 евро + 508,4 евро – 1950 = 15 504 евро.

То есть купленная в Литве за 1950 евро такая машина стоила бы владельцу 17 453,6 евро, из которых 15 504 евро – растаможка.

Возьмем вторую выбранную в качестве примера популярную модель Volkswagen Golf (2003 год, 1896 см?) стоимостью 2 250 евро. Ее растаможка будет стоить:

2250 евро + 250 евро + 4626,24 (1896*2,44) евро акциза + 20 НДС на всю сумму + 3% пенсионного сбора – 2250 евро =

2250 евро + 250 евро + 4626,24 евро + 1425,25 + 250,5 евро – 2250 евро = 6552 евро.

Итак, этот Volkswagen Golf, приобретенный в Литве за 2250 евро, обошелся бы украинскому покупателю в 8802 евро, из которых 6552 евро – растаможка.

Разница в цене до и после границы впечатляет, вот почему эти модели очень популярны у "евробляхеров", которые официально ничего не платят за ввоз авто.

Усредним сумму растаможки двух популярных моделей и получим 11 тыс. евро. Можно сказать, что именно столько в среднем недоплатил тот, кто полулегально ввез машину на иностранной регистрации без растаможки и рассекает на ней по Украине. По крайней мере, если это произошло до 1 июля 2016 года – помним, что с тех пор растаможить модель до 2010 года выпуска вообще невозможно. Из анализа данных ГФС следует, что на эту дату в Украине было около 500 тыс. "блях". Итак, за все время до 1 июля прошлого года "евробляхеры" недоплатили в госбюджет около 5,5 млрд евро. Это как 6 траншей МВФ! Впрочем, в гривни переводить неуместно, потому что курс нацвалюты за время действия схем (о них гудели еще в 2012 году) возрос в четыре раза.

Плюс-минус

Тут есть два уточнения. С одной стороны, эта сумма должна быть немного меньшей, потому что на "бляхах" ввозятся и более новые машины, которые подпадают под льготный акциз.

Но, с другой стороны, мы не учли убытки от "литовских" схем за последний год: часть сегодняшних "евробляхеров" все же купила бы и растаможила подержанные иномарки с 2010 года, если бы не эта "дыра" на таможне, через которую можно гонять авто без налогов и сборов. Конечно, годовой спрос в 130 подержанных иномарок "на бляхах" не перекроется за счет "разрешенных" к ввозу машин, потому что они, даже с пониженным акцизом, обойдутся покупателю значительно дороже. В условиях, когда можно хитро "объехать" растаможку, платежеспособный спрос на новые модели стандарта "Евро-5" значительно ниже: для сравнения, с 1 августа 2016 года до 1 августа 2017 года легально импортированы лишь немногим более 50 тыс. подержанных легковушек, от их растаможивания в бюджет поступило свыше 4,1 млрд грн. Но если бы перед потенциальными покупателями подержанных иномарок встала дилемма: покупать в Украине или легально за границей – вероятно, побольше автолюбителей решились бы импортировать тачку и оплатить необходимую сумму (с учетом пониженного акциза).

Вариант расплаты: льготная растаможка

Теперь выясним, насколько пополнится бюджет, если имеющиеся в Украине "бляхи" легализуют. В Верховной Раде обещают дать возможность растаможить такие машины, ввезенные до 7 сентября 2017 года. Это будет достаточно дорого, но значительно дешевле, чем их "владельцы" должны были бы раньше заплатить на таможне, отмечает аналитик Алексей Шевнин. Фактически, власть соглашается растаможить авто на еврономерах с учетом льготных акцизов, которые действуют сейчас для моделей стандарта "Евро-5" с 2010 года. Судя по заявлениям, это единственная уступка: пошлина, пенсионный сбор и НДС не уменьшаются. Подсчитаем для наших моделей, а в качестве базовой цены также возьмем их "заграничную" стоимость.

Audi А6 (2001 год, 2400 см?) по цене 1950 евро :

1950 евро + 10% пошлины + 662,4 (2400*0,276) евро акциза + 20% НДС на всю сумму + 3% пенсионного сбора – 1950 евро =

1950 евро +195 евро +662,4 евро + 561,5 евро + 101 евро – 1950 = 1520 евро.

Volkswagen Golf (2003 год, 1896 см?) стоимостью 2 250 евро:

2250 евро + 250 евро +506,2 (1896*0,267) евро акциза + 20 НДС на всю сумму + 3% пенсионного сбора – 2250 евро =

2250 евро + 250 евро + 506,232 евро+ 601,2 евро + 108,2 евро– 2250 евро = 1465,6 евро.

Итак, если поблажки для таких автомобилистов будут приняты, то за легализацию своих машин им придется в среднем выложить по 1500 евро.

Кстати, после переговоров с митингующими в начале сентября "евробляхерами" председатель Комитета Верховной Рады по вопросам бюджета Нина Южанина отмечала, что льготная растаможка для авто с аналогичным объемом двигателей составит от 1000 до 1400 евро. При отсутствии официального учета таких машин, это соизмеримые цифры.

Мы же примем, что легализация среднестатистической "бляхи" обойдется в 1500 евро. Исходя из того, что таких машин около 800 тыс., государство может рассчитывать максимум на 1,2 млрд евро, или, по действующему курсу, на 36 млрд грн. В валюте это почти в пять раз меньше, чем должны были бы заплатить "евробляхеры" за все время, если бы ввозили те же машины легально.

Автопром или иномарка

Понятно, что в реальности госбюджет получил бы меньше, потому что немало любителей подержанных иномарок просто не смогли бы переплачивать в разы за растаможку. Но спрос на машины есть, и, возможно, часть нынешних "автобляхеров" купили бы легковушку отечественного производства. На этой теме сломано немало копий. Одни говорят, что наш автопром "умер", а если и дышит – то лучше купить подержанную "бэху" по цене "ланоса". Другие парируют, что внутреннее производство загибается, в частности, из-за дыр в "таможенном заборе", через которые гоняют старые иномарки: спрос на продукцию "УкрАвто" (ЗАЗ) и "Еврокара" возрастет после закрытия "литовских" схем, а вслед за ним и производство. Конечно, для развития отрасли нужны деньги, государственные пряники и кнут. И вопрос, стоит ли это делать, остается. Но в итоге все сводится к тому, что нам важнее: собственный автопром или дешевые иномарки.

Вариант расплаты: полжизни на "проездном"

Свой вариант "расплаты" с государством предлагают организованные в "Авто Евро Силу" автомобилисты на иностранной регистрации. Они хотят легализоваться при условии ежегодной уплаты в бюджет 200 евро – своеобразного "проездного" за пребывание в стране на "бляхах". Если бы так было сейчас, то за этот год они бы раскошелились на 160 млн евро, или почти 5 млрд грн. Это в два раза меньше, чем прогнозируют активисты, потому что мы подсчитали, что нерастаможенных машин в Украине 800 тыс. или чуть больше, но не 1,5 млн, как заявляют "евробляхеры". И главное – это лишь 2,9% от 5,5 млрд евро - суммы, которую "владельцы" авто на еврономерах должны бюджету. Получается, чтобы рассчитаться с государством, они должны на той же тачке кататься по стране полжизни.

Интересно, что автомобилисты с иностранной регистрацией не хотят платить даже на 70% больше: они жгли шины против законопроекта главного "фронтовика" парламента Максима Бурбака, который предусматривает тариф в размере 342 евро за год пребывания в стране машины, зарегистрированной за рубежом.

Какими бы не были противостояния, ясно одно: государство имеет серьезные намерения прикрыть схемы, но идет на уступки тем, кто уже успел пересесть на "бляху", предлагая им отдать гораздо меньшие деньги, чем следовало при растаможке на границе.

Плюс на таможне

Наименее прогнозируемы будущие поступления в бюджет после возможного прикрытия "литовских" схем. Однако понятно, что ежегодный спрос на 130 недорогих подержанных иномарок может быть частично удовлетворен за счет более новых, разрешенных к ввозу моделей. Напомним, что сейчас легально ввозят за год по 50 тыс. таких авто, а их растаможивание дает 4,1 млрд грн. Даже если к этим машинам добавится столько же, государство ежегодно дополнительно получит не более 4 млрд грн – в этом случае сумма будет немного ниже, потому что те, кто рассчитывал купить машину на "бляхах", будут выбирать наиболее дешевые модели из "разрешенных" иномарок стандарта "Евро-5", что отразится на таможенных платежах.

Как видим, эта сумма не является космической и также совсем не сопоставима с теми деньгами, которые "евробляхеры" задолжали в бюджет. Судя по всему, легализация их автомобилей не предусматривает возвращения государству всех причиненных убытков, а скорее имеет целью собрать в бюджет хоть какие-то дополнительные средства, восстановить правила игры и, возможно, поддержать отечественный автопром.

Источник: depo.ua
25.09.2017
#податки#авторинок